В Софийском соборе есть икона Сергия Радонежского, написанная с самого раннего списка жития преподобного

Софийский собор издревле был вторым по значению политическим центром Руси. «При Софийской кафедре велось летописание, работали мастерские иконописцев, златокузнецов, переписывались рукописи». В настоящее время в соборе работает иконописец Татьяна Фёдорова, которая продолжает иконописные традиции древности.

В 2013 г. по благословению митрополита Льва Татьяна написала икону святого прп. Сергия Радонежского с житием размером 80х62 см. яичной темперой на золоченом фоне с двенадцатью клеймами. Икона выносится на богослужения в дни памяти прп. Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября н.ст.), в посвященной ему церкви XV века, расположенной в Детинце под часозвоней.

Иконописец Татьяна Фёдорова, выпускница Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии

Идея написания иконы принадлежит реставратору монументальной живописи НГОМЗ Т.А. Ромашкевич, которая занималась исследованием и реставрацией фресок житийного цикла Сергиевской церкви. По мнению Татьяны Анатольевны, живопись XV века относится к самому раннему иконографическому изводу житийного цикла преподобного Сергия. Основой для написания композиции послужил самый ранний список жития преподобного, написанный его учеником Епифанием Премудрым. В отличие от поздних редакций жития, роспись церкви начинается c рождества святого и заканчивается его успением.

Клеймо «Успение преподобного Сергия Радонежского»

В цикле росписи еще нет посмертных чудес прп. Сергия. Это свидетельствует о том, что житие написано вскоре после успения преподобного. Несмотря на то, что живопись дошла до наших дней фрагментарно, иконописец провела тщательную реконструкцию по руинированной монументальной живописи и создала прориси для написания клейм житийного цикла на полях иконы: из 22 сцен были выбраны 12 самых значительных и уникальных по изводу. Это получилось осуществить благодаря сохранившимся фотографиям с негативов М. К. Каргера, которые предоставила Т.А. Ромашкевич. Композиции «принятие иноческого пострига», «явление Богоматери Сергию», «изведение источника» отличаются от более поздних характером изображений, в первых двух сценах присутствует ангел. Уникальный извод клейм сохранился только в новгородской Сергиевской церкви.

Для создания иконографического образа прп. Сергия, Татьяна обратилась к сочинению арх. Макария (Миролюбова), в котором есть упоминание о храмовом образе Сергиевской церкви, где святой изображен с благословляющей десницей, а левой его руке находится свиток с поучением к братии.

Новгородская земля сохранила богатейший материал в своих архитектурных памятниках и монументальной живописи, что дает почву для возрождения традиций и создания новых произведений иконописного искусства. Икона прп. Сергия Радонежского в житии несомненно является зримым восполнением, утраченного временем житийного цикла росписи церкви во имя прп. Сергия Радонежского, и являет собой образец традиционного древнерусского иконописания.

По материалам Хранительской службы Софийского собора.