560

4 октября 2020 года, в Неделю по Воздвижении, епископ Арсений совершил Божественную литургию и поклонение Кресту в Софийском соборе.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня мы совершаем отдание праздника Воздвижения Креста Господня, и на протяжении всего восьмидневного праздничного периода мы чествовали Честный Крест Господень. «Крест воздвизается днесь и мир освещается», - воспевает Церковь. Нам с вами, празднующим память Животворящего Креста Господня, никогда не следует забывать, что мы празднуем не только историческое событие IV века, связанное с обретением Креста и с самым первым воздвижением его в иерусалимском храме при архиепископе Макарии, но в этот праздник наши духовные очи должны устремляться дальше, потому что каждое чествование Креста, поклонение перед Крестом и даже осенение себя крестным знамением - это поклонение распятому и воскресшему Господу.

В этот осенний праздник мы как бы переносимся в пасхальные дни, причём, вспоминаем и распятие, и воскресение Спасителя. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», - мы воспеваем. Также чествование Креста Христова Церковью воспевается ещё так: «Крест воздвизается днесь, и мир освещается... Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве». Крест является красотой Церкви, и в ознаменование этого христианин, вступая в Церковь через таинство Крещения, надевает на себя крест. Также ещё особый крест носят люди, посвятившие себя служению Богу: монашествующие носят параманный крест, священнослужители - наперсный крест. Кресты украшают здания храмов. Всё это говорит о посвящённости Богу. Мы хвалимся крестом, мы часто вспоминаем о Кресте Христовом и, как в эти дни, поклоняемся ему, но когда речь заходит о нашем с вами кресте, который мы несём в течении своей жизни, то мы предпочитаем не думать о нём и не вспоминать.

А когда вспоминаем, то, подавленные грузом проблем, страданий и болезней, мы, подчас, малодушно просим Господа избавить нас от этого креста или, может быть, ропщем на Бога за этот крест, забывая, что Крест всего мира, греха и страданий всего мира был уже пронесён Христом. Это наш с вами крест, на котором Господь и распял человеческое зло для того, чтобы воскресить нас, воскресить падшего Адама, вернуть нас к Своему Отцу. Крест каждого из нас пронесён Христом на Голгофу. А это значит, что мы с преданностью, терпением и доверием воле Божией неся свой крест, не ропща на Бога, но с благодарностью и смирением принимая то, что происходит в нашей жизни, участвуем в сонесении со Христом нашего с вами креста. Он несёт наш крест. Нам только без ропота и осуждения необходимо, как евангельский Симон Киринейский, помочь Ему донести этот крест, наш же крест, который и донесен уже Христом на Голгофу.

Мы можем быть соработниками и сострадальцами Христу, если с полной преданностью воле Божией, с молитвой «Да будет воля Твоя, а не моя» воспринимаем все обстоятельства жизни, которые случаются у нас (как тяжкие, так и радостные) как милость Божию, как то спасительное средство, которым Господь нас воспитывает для вечности. Таким образом жизнь христианина должна быть всецело предана Христу, Его слову и заповедям, из которых большей является заповедь о любви: «Люби Бога, и люби ближнего своего как самого себя». Если мы будем так стараться поступать, то мы будем не на словах, а на деле, жизнью нашей посвящены Богу, будем Христовыми. В идеале каждый христианин должен иметь возможность сказать от чистого сердца вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20)».