513

12 июля 2020 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в деревне Холова отметили престольный праздник. Богослужение возглавил епископ Арсений. По окончании Литургии был совершен крестный ход и славление с молитвой святым апотсолам Петру и Павлу.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью, в которой он отметил, что мы вспоминаем память этих святых апостолов с особым торжеством. Этой памяти предшествует пост, который подчеркивает значение этого праздника. Эти апостолы принадлежат к первому христианскому поколению и находятся в числе самых почитаемых святых Церкви. Это были разные, во многом непохожие друг на друга люди. Мы называем их первоверховные, что означает старшие апостолы. Таким был Пётр из двенадцати. Его имя всегда встречается в Евангелиях на первом месте там, где перечисляются имена апостолов, он был среди ближайших учеников Господа. В своём прошлом - простой рыбак, необразованный или малообразованный, но призванный Христом с его товарищами и братом Андреем, чтобы стать им «ловцами человеков». На протяжении всего земного служения Господа Иисуса Христа он был Его неразлучным спутником. В сегодняшнем Евангелии говорится об исповедании апостола Петра. Христос спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13), потому что ходили разные слухи, одни считали, что это пророк Илия, который должен был прийти перед наступлением Царствия Божия, другие думали, что это один из древних пророков воскрес, третьи, что это воскрес обезглавленный Иродом Иоанн Креститель. Пётр же от лица всех учеников отвечал Ему: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). И тогда он получил торжественное обетование от Спасителя: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17-18). Мы видим апостола Петра среди учеников, которых Господь посвящает в тайны Своей судьбы, крестных мук и Воскресения, он был свидетелем Преображения на горе Фавор, совместно с Иоанном и Иаковом, он был и во время Гефсиманской молитвы. В ночь перед страстями Спасителя Пётр сначала клятвенно уверял Его, что если потребуется, то умрет вместе с Ним, но потом отрекся трижды от Христа. И уже по Воскресении он был восстановлен Самим Спасителем в своём апостольстве. Об этом мы читаем в одном из воскресных Евангелий, как Воскресший Христос является на море Тивериадском Своим ученикам и трижды обращается к апостолу Петру, называя, его ещё старым именем: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», и Петр трижды отвечает Ему: «Ей, Господи!». И получает опять обетование, а вместе с этим и прощение: «Паси агнцы Моя». Апостол Пётр был среди двенадцати учеников, которые с самого начала, со дня Пятидесятницы стали проповедниками Воскресения Христова по всему миру.

Апостол Павел в это время ещё не был знаком со Христом, у него была другая судьба. Он получил богословское иудейское образование, воспитывался в фарисейской школе, изучая Закон Моисеев. И стоит сказать, что Закон Моисеев для религиозных иудеев является высшей религиозной ценностью, они считают, что выше Торы нет ничего, это вершина откровения Божия. И будущий апостол Павел, тогда фарисей Савл считал также, и христианство ему казалось ужасной ересью, ниспровергающей Закон, противной Богу. И с таким ревностным пылом он становится после мученической смерти архидиакона Стефана гонителем христиан. Но Господь дивным Своим промыслом изменяет сердце этого человека, и гонитель становится ревностным апостолом Христовым. Он пережил личный духовный опыт обращения, когда во время своего посольства в Дамаск, куда он шел, чтобы преследовать местных христиан, на пути он был озарён светом, от которого ослеп. И в этом свете ему явился Воскресший Христос, спросивший его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). После этого фарисей Савл уже не был прежним. В Дамаске, вместо того, чтобы гнать Церковь, он крестился и тут же стал проповедовать Христа. Если апостол Пётр и другие апостолы первоначально проповедовали в Иудее, то Павел сразу обратил свою миссию к язычникам. И во многом, благодаря ему, уже после его первого миссионерского путешествия, и другие апостолы стали обращать свои стопы в другие земли и города Римской империи и за её пределы. Благодаря его миссионерским трудам, возникла целая сеть Церквей в Малой Азии, в Греции, христиане Рима считали своими основателями Петра и Павла, и все эти церковные общины в основном состояли из язычников, из людей разных народов. Апостол Павел пишет, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея... варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Одной из его основных идей является то, что спасает Христос, а не Закон, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16). Действительно, Христос является нашим Спасителем, если бы Закон был по-прежнему спасающим и оправдывающим средством, то Христос был бы не нужен. Но новизна христианства как раз и заключалась в том, что Закон был дан временно и одному народу, для того чтобы исполнить свою педагогическую миссию, апостол Павел называет Закон педагогом ко Христу. Закон не может исцелить и спасти человека, он выносит приговор. По Закону мы все оказываемся грешниками, а спасение нам даётся даром, благодатью во Христе. И мы в одном из воскресных песнопений поем: «Прейде сень законная, благодати пришедши», то есть прошла тень Закона, когда воссияла благодать, то есть Новый Завет, Царство Христово.

Во многом эти апостолы были не похожи, их взгляды были во многом различны. Апостол Пётр всё также считал, что Закон важен, по крайней мере, для иудеев, уверовавших во Христа, а Павел в этом отношении был бескомпромиссным, для него Закон ушёл в прошлое, теперь наступило Царство благодати. И вот эта именно Павлова точка зрения стала преобладающей в Церкви, и мы воспитаны на богословии апостола Павла, потому что большая часть книг Нового Завета связана с его именем или именем его учеников. И в этом великая заслуга этого первоверховного апостола, что не только иудеи, но и все народы услышали благую весть и вошли в Церковь. И Церковь, согласно учению и апостола Петра, и апостола Павла, это новый народ, новый Израиль, народ святой, который Господь избрал из всех народов, в котором уже национальные, социальные и другие различия стираются, все мы являемся чадами Божиими. Несмотря на разность путей, этих апостолов объединяет то, что их преобразила и исцелила спасительная благодать Христа. Отречение апостола Петра и неверие и гонения на христианство будущего апостола Павла были преображены спасающей и всепрощающей силой Божией. И в этом большая надежда для нас, как бы каждый из нас не был далёк от Бога, или отошёл от Него, Господь всегда может нас преобразить и спасти, если мы возвратимся к Нему и будем следовать путём Христовым. Этому пути следовали апостолы всю свою жизнь, они стали проповедниками Евангелия по всей вселенной, и ничто не могло заставить их замолчать, даже сама смерть. И потому, когда они приняли мученическую кончину в Риме, то это служило ещё большему умножению Церкви, ведь мученичество было самым громким и убедительным свидетельством, что смерть побеждена Христом, и что мы во Христе воскреснем в жизнь вечную. Кровь мучеников - семя Церкви, как сказал богослов III века Тертуллиан. И именно благодаря этому свидетельству первоверховных апостолов Петра и Павла, других апостолов и учеников Христовых, благодаря мученичеству многих святых, Церковь продолжает возвещать спасительную весть о Воскресении Христа, о преображающей и спасающей силе Божией, которая открывается в нашей жизни, если мы будем внимать Евангелию и жить по нему. А также, если мы будем стараться исполнять заповеди Божии, среди которых первая и большая это заповедь о любви к Богу и ближним. Во Христе нам открыто усыновление Отцу и вечная жизнь, прощении грехов и наследие Царства. Этой проповеди апостолы посвятили всю свою жизнь.

Мы сегодня прославляем святых апостолов Петра и Павла как близких нам людей, как людей, которые утвердили Церковь в раннем христианстве, и которые не остались где-то далеко, но они близки нам здесь и сейчас. Потому что мы обращаемся к ним, мы чувствуем их наставничество, если раскрываем страницы Нового Завета, слушаем их слова и стремимся их исполнять. Это то, что делает нас их учениками, они наши первые духовные отцы и наставники. И лучшим почтением памяти апостолов Петра и Павла будет то, если мы прочитаем дома что-то из их посланий, но не только сегодня, а каждый день будем раскрывать страницы Нового Завета и молитвенно вникать в эти Писания. И сейчас хотелось бы прочитать несколько самых значимых отрывков из их посланий:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.  Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещёния» (1 Пет. 2:9-12).  «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.  Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:1-4, 7-9). «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 4:8).

И апостолу Петру вторит апостол Павел, это, пожалуй, самое яркое место из всех его писаний, из послания к Коринфянам, где он рассуждает о любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по‐младенчески говорил, по‐младенчески мыслил, по‐младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви» (1 Кор. 13:1-14:1). Аминь.