527

19 июня Церковь будет чтить память одного из самых популярных святых Новгородчины - «отца иночествующих» и основателя Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря – преподобного Варлаама Хутынского. Святой был прозорливым и совершал чудеса, в том числе воскрешал мертвых и велел свидетелям этих событий держать это втайне.

Как повествуется в книге Новгородская святость, во второй половине XII века просиял в Великом Новгороде сей чудный подвижник, уроженец сей земли. Хотя много уже было обителей иноческих, устроенных князьями и владыками внутри и в окрестностях Новгорода в течение первых двух веков его христианства, и Варлаам был уже одним из позднейших основателей Хутынской обители. Он и преподобный Антоний Римлянин, за полвека до него живший, почитаются истинными отцами иночествующих в пределах Новгородских, подобно как Антоний и Феодосий Печерские были насадителями иночества на юге, а преподобный Сергий - в средней полосе России. Посему оба пустынные подвижника, Антоний и Варлаам, с особенной любовью чествуются в Великом Новгороде. Преподобный Варлаам Хутынский был прозорливцем и чудотворцем и летний день его памяти (переходящий) установлен в честь одного из явлений прозорливости преподобного.

В жизни Новгорода увековечен один случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новгородского (тогда был святой Григорий, брат архиепископа святого Иоанна I и его преемник по кафедре) и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. «Если Господу угодно, - отвечал преподобный, - в пятницу первой недели поста святых апостолов приеду к твоей святыне на санях». Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на санях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем в ночь перед указанной преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник действительно прибыл к владыке на санях.

Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: «Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но, молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев, даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корнях ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промышлению и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умножит плоды земные».

Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого давно не видали. В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершался крестный ход из Софийского собора в Хутынский Варлаамов монастырь. Обычай сохранялся не только при архиепископе Макарии, но и при архиепископе Геннадии (ум. 1505 г.). При первом во время крестного хода получил исцеление глухонемой и слепой мальчик. При втором во время хода расслабленный, лежа при раке, видел, что преподобный вышел из раки и как бы опалил все члены его, и больной вскричал: «Помилуй мя, раб Божий!» После того расслабленный стал здоровым.

   

В рассказанных случаях проявился благодатный дар прозрения, которым наградил Господь угодника своего Варлаама. Но преподобный Варлаам также творил и немало чудес при жизни своей. Вот некоторые примеры его чудотворений. Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного сына, тяжко больного, чтобы просить святого помолиться о нем; но дорогой мальчик умер, и отец привез его мертвым в обитель. Отец рыдал безутешно и, оставив ребенка в келии преподобного, удалился, чтобы все приготовить к его погребению. Тогда Варлаам, тронутый его горем, воззвал над усопшим к Богу живых и мертвых, пламенно моля о воскресении отрока. Господь услышал молитву раба своего. Возвратившийся отец с радостным изумлением увидел сына своего сидящим на одре святого. Припав к его ногам, прославлял он угодника Божия, но Варлаам строго запретил ему разглашать бывшее чудо. В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму, то святой помолился, утопленник ожил.