Епископ Арсений: Со дня сошествия Духа Святого на апостолов начинается историческое бытие Церкви

7 июня 2020 года, в день Пятидесятницы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

По окончании богослужения архиерей обратился к молящимся со словами проповеди: «Поздравляю вас с праздником Святой Троицы или, как он еще называется, Пятидесятницей, так как это 50-ый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы был известен еще в Ветхозаветной Церкви, он праздновался тоже на 50-ый день после праздника Пасхи Ветхого Завета. Если в праздник Пасхи вспоминали события исхода, избавление народа израильского от рабства земли египетской, то, спустя 50 дней, праздновали дарование Закона и заключение Богом Завета с этим народом на горе Синай при посредстве пророка Моисея.

Сегодняшнее повествование из Деяний святых апостолов говорит, что именно в этот день, когда Иерусалим был наполнен паломниками, которые праздновали ветхозаветную Пятидесятницу, апостолы, по заповеди Господа, были единодушно вместе и не отлучались от града Иерусалима, пока не были облечены силою свыше. Сошествие Духа Святого описано в Новом Завете следующим образом: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:2-6)

С этого дня отсчитывается историческое бытие Церкви, с этого дня апостольская проповедь звучит уже на протяжении более двух тысяч лет, и Церковь, утверждаемая Духом Святым, утверждает каждого из нас в вере, добре и верности Христу. Дух Святой, Который с этого момента руководит Церковью, пребывает с нами как Утешитель, Которого обещал Господь в прощальной беседе: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 14:16, 16:13). Апостолы в день Пятидесятницы получили благодать Святого Духа и передали этот дар в дальнейшем нам. Когда христианин вступает в Церковь и принимает Таинство Крещения и Миропомазания, то в него как зерно всеивается эта благодать Святаго Духа.

Благодать Святаго Духа есть в каждом, но от нашей жизни, от того, будем ли мы возгревать сердца наши верой и добродетелью, либо наоборот будем делать почву нашего сердца сухой и холодной через равнодушие, через страсти и пороки, будет зависеть то, как Дух Святой будет действовать в нас.

Мы обращаемся к Нему в этот день с молитвой, чтобы Он всегда руководил нашей жизнью, чтобы Он наставил нас на всякую истину, для того чтобы Он наполнил нашу жизнь, как парус наполняется ветром, так, чтобы Он нас привел к той спасительной цели, к которой ведёт нас всех Господь Иисус Христос, наш Кормчий, наш Глава, наш Учитель, наш Господь и наш Брат. В день Пятидесятницы можно говорить ещё о многом. Само повествование о сошествии Духа Святого из второй главы книги Деяний святых апостолов пестрит разными библейскими аллюзиями. Это и явление Духа Святого в шуме ветра, что отсылает нас к началу книги Бытия, к началу творения, где Дух Святой носился над водой, то есть над первоматерией, и эта творческая деятельность готовила её к дальнейшему творению Божию. Таким образом, Церковь представляется сегодня как новое творение. Это и само название «Пятидесятница», если в иудейской Пятидесятнице праздновалось заключение Завета с Богом, то со дня сошествия Духа Святого начинается историческое бытие Церкви, мы говорим о начале Нового Завета в полном смысле. Отныне не Израиль, а Церковь, этот Новый Израиль, духовный Израиль - это народ Божий, и каждый из нас призван в этот народ через Крещение благодатью Святого Духа. Каждый из нас находится в этом Завете с Богом. Это нам необходимо всегда помнить.

Наконец, важная мысль, которая приводится в песнопениях праздника - это противопоставление Пятидесятницы Вавилонскому столпотворению. События, описанные в Ветхом Завете, которые были вызовом человеческой гордыни Богу, стали причиной того, что языки смешались, и этот замысел был посрамлен, то в день Пятидесятницы происходит нечто совершенно противоположное, апостолы проповедуют, и все народы понимают, что они говорят. Господь наоборот не разделяет, а собирает нас, Своих чад, воедино, в Церковь. И с этого дня мы - Божии, мы - Христовы, мы находимся под покровительством Духа Святого. С особым сердцем, с особым чувством мы, в этот день к Нему обращаемся со словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь».


Его Преосвященству сослужил благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин). Богослужение сопровождалось пением пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.