В Софийском соборе отметят престольный праздник придела Иоанна Богослова

21 мая Церковь будет чтить память апостола Иоанна Богослова. В Софийском соборе есть придел, освященный в честь этого святого. В новом иконостасе этого придела находится список с древней иконы Богородицы, тесно связанной с началом канонизации новгородских святителей.

В Софийском соборе всего 5 приделов: главный Софийский, Рождества Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, святых богоотец Иоакима и Анны, апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По словам древлехранителя Софийского собора Татьяны Царевской, северный придел Иоанна Богослова был основан в XI веке, как и сам собор. Изначально он не имел иконостаса, так как в те времена их еще не было на Руси. На месте будущего иконостаса располагалась конструкция с образами Спасителя и Богородицы, а также завесой, отделяющей алтарь от места общей молитвы. Иконостасы на Руси начали появляться с конца XIV века. Какой был первоначальный иконостас в приделе Иоанна Богослова неизвестно. Сохранилась лишь фотография XIX века, на которой присутствует фрагмент иконостаса. По этой фотографии видно, что ранее в приделе располагалась древняя чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, которая сейчас находится в приделе Рождества Богородицы. Сам иконостас был утерян в 1920-х годах.

В советское время в соборе располагался музей, в приделе Иоанна Богослова было устроено бытовое помещение и никаких икон там уже не было. В 1995 году собор был передан Новгородской епархии о освящен архиепископом Новгородским и Старорусским Львом. Для придела был сооружен временный иконостас с печатными иконам, которые вскоре стали выцветать. Тогда встал вопрос о создании постоянного иконостаса с писаными образами. Проект нового иконостаса был разработан Татьяной Царевской в 2016 году и одобрен митрополитом Львом. Над ним трудились 4 иконописца: Татьяна Федорова, иконописец Софийского собора, Сергей Куропаткин, руководитель иконописного класса при церкви Успения Богородицы в Колмово, и еще двое приглашенных иконописцев. Основную часть икон написала Татьяна Федорова, в том числе и две основные иконы справа и слева от Царских врат – икону Спасителя и Богородицы. В конце 2019 года иконостас был установлен.

Иконописец Татьяна Федорова рассказала, что иконостас придела Иоанна Богослова создавался в стиле других Софийских иконостасов – под XVI век. Если смотреть на Царские врата, то слева от них находится Корсунская-Иерусалимская икона Богородицы типа Одигитрия. Она была привезена из Корсуни равноапостольным князем Владимиром, когда новгородцев обращали в христианство. Эта икона пробыла в Софийском соборе около 500 лет. В новгородских летописях есть один интересный рассказа о видении, связанным с этим образом, софийскому пономарю иноку Аарону в 1439 году: однажды ночью из алтаря собора вышли древние новгородские архиепископы, которые встали перед иконой Божией Матери Корсунской и долго молились. Это событие послужило импульсом к началу канонизации новгородских святителей.

Историки полагают, что Иван Грозный увез Корсунский образ из Новгорода в Москву вместе с другими святынями и разместил в Успенском храме Кремля, где икона прославилась многими чудесами, но уже как Иерусалимская. После 1812 года она исчезла. В Великом Новгороде сохранился список этой иконы. Он хранится в Новгородском музее-заповеднике. Образ был тесно связан с Софийским собором, поэтому было решено возродить его почитание в соборе. Интересно, что на полях новой софийской иконы, в отличие от музейного списка, расположены избранные новгородские святители в память о чудесном видении Аарона.

Справа от Царских врат находится икона Спаса Вседержителя. За ее основу взят список с древнего образа конца XIV века, находившегося в новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью. Список с иконы находился в Софийском соборе и очень почитался. Сейчас он хранится в Новгородском музее-заповеднике. В современном исполнении этой иконы в приделе Иоанна Богослова на полях находятся московские святители, в поддержание стиля Корсунской иконы Богородицы, на полях которой располагаются святители новгородские. Татьяна Викторовна отмечает, что этот образ Спаса взяли потому, что Христос на иконе представлен в очень милостивом образе, а не в образе строгого судии. Данный образ был выбран для утешения верующих.

Также на иконостасе располагается житийная икона Иоанна Богослова с Прохором на Патмосе, с житием святого на полях. Патмос – это небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, именно там любимый апостол Христа Иоанн Богослов мирно скончался в возрасте 100 лет. В праздничном ряду иконостаса есть и страстной цикл икон – то есть икон, связанных с крестными страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа. Присутствие страстного цикла обусловлено тем, что в приделе Иоанна Богослова в основном проходят панихиды. Литургии там совершаются дважды в год по престольным праздникам. Татьяна Викторовна рассказала, что в ближайшее время в иконостас будут вмонтированы 3 последние иконы, которые уже написаны. Также осталось сделать на иконостасе серебряную басменную оковку.