Епископ Арсений: Жены-мироносицы стали первой ступенью, которая возвела мир от глубины отчаяния к неземной радости Воскресения

3 мая 2020 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка совершил всенощное бдение.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).
После Причастия был совершен крестный ход вокруг храма.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что, если в первое воскресенье после Пасхи мы прославляли память апостола Фомы, то во второе воскресенье Церковь предлагает нам вспомнить и прославить память святых жен-мироносиц, а также праведного Иосифа Аримафейского и праведного Никодима: «В Фомину неделю мы вспоминали явление воскресшего Господа и говорили о том, что явления Спасителя по восстании Его из мертвых должны были изменить печаль апостолов на радость и сделать их уже бесстрашными проповедниками Воскресения, апостолами для всей Вселенной. Сегодня мы говорим еще и о значении таких христианских добродетелей, как любовь и верность, которые были особо явлены женщинами, называемыми мироносицами. Мироносицами, потому что они принесли миро ко гробу Спасителя, дабы помазать Его этим драгоценным составом, отдать последний долг любви. Когда мы читаем Евангелие, то почти не замечаем этих женщин, они всегда где-то рядом, среди людей, которые слушают Христа. Можно сказать, что они так же, как и апостолы оставили все и последовали за Ним, и это был очень нелегкий выбор для каждой из них.

Можно сказать, что, если апостолы не во всей полноте понимали, о каком царстве говорит Господь, направляя Свои стопы в Иерусалим, они думали, что их ждет земная слава, то можно представить, что женщины еще меньше понимали то, о чем говорил Спаситель. Тем не менее именно они нашли в себе силы проделать путь от креста до гробницы до конца, в отличии от ближайших учеников Христа. И когда уже после трагических событий апостолы находились в состоянии полного отчаяния, прострации, только женщины пошли рано, «возсиявшу солнцу», как говорит Евангелие, в первый день после субботы ко гробу для того, чтобы отдать последний долг любви Своему Учителю. Они знали, что камень привален ко гробу, но не знали, что уже стоит стража, охраняющая по приказу Синедриона эту гробницу, они боялись только того, что, будучи слабыми, они не смогут отвалить огромный камень.

Именно этим женщинам первым была открыта тайна Воскресения. Наверное, и апостолы не раз задумались о том, почему эта тайна была открыта сначала им, Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, а не Петру, Иоанну и Иакову, которые были свидетелями Преображения и сокровенных бесед Господа. Ответ, кажется, открывается в другом евангельском повествовании о женщине грешнице, которая помазала драгоценным миром ноги Спасителя в доме Симона прокаженного, и тогда Спаситель сказал: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). Говоря о женах-мироносицах можно немного перефразировать это место, сказав так: «За то, что они возлюбили много, им первым дано было и открыто многое», так что они первыми стали провозвестницами Воскресения Христова, апостолами для самих апостолов. Они стали первой ступенью, которая возводит всех учеников и весь мир от глубины отчаяния, богооставленности к неземной радости Воскресения, и они, наряду с апостолами, стали провозвестницами этого Воскресения до края земли. Почему мы их называем равноапостольными? В этом тоже проявилось нечто необычайное в Церкви Христовой, потому что у иудеев женщины не могли проповедовать ни в синагоге, ни в иерусалимском храме. Только во Христе, как говорит апостол Павел: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).

В этот день памяти жен-мироносиц следует не только отметить, но и поблагодарить всех православных женщин, тружениц, служительниц, которые несут свое миро и служат Богу своими талантами и способностями, будь то клирос, трапезная или просто служение ближним. Это и есть то миро, которое принимает Христос от каждого из нас. Также мы должны осознать, что не только на двенадцати апостолах, но и на всех учениках Господа, на нас, современниках, братьях и сестрах во Христе, лежит почетная и высокая обязанность быть провозвестниками Его Воскресения. Как апостолы и мироносицы не смогли утаить эту радость в себе, потому что явления Воскресшего были не только для них, но для того, чтобы эта радость переполнила ту комнату, где они были собраны «дверем затворенным», потом Иерусалим и весь мир, так и мы, почувствовав радость Воскресения, если мы ощущали когда-то ее в Причастии, пасхальной службе, молитве, духовном опыте, должны нести весть о Христе Воскресшем за пределы храма.

Крестный ход, который совершается в течении Пасхального периода - это свидетельство того, как эта пасхальная радость и Благая Весть нашими с вами усилиями должна переполнить ограды храмов и монастырей, должна светить в этом мире, который нуждается в надежде, в радости, будучи погруженным в отчаяние, неверие и скорби. Кто, как не мы, православные христиане, сможет возвестить этому миру, как когда-то апостолы и жены-мироносицы, что у каждого из нас, у мира в целом есть надежда, есть путь к жизни, есть любящий Отец, есть постоянно обращенный к миру лик Господа – это лик Богочеловека Иисуса Христа - Победителя смерти!».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой и мужского хора духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.