740

Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии


«Божественное истощение на кресте
привело к победе над адом»
(канон Вел. Субботы, песнь 4, ирмос)



Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

Христос Воскресе!

Древние христиане апостольского и послеапостольского времени жили под впечатлением от встречи с Воскресшим Христом. Для них в этом мире всё казалось неважным: материальное благополучие, семья, здоровье, даже сама смерть. Они духовно жаждали новой, обещанной им скорой встречи с Господом Славы. Но проходило время, притуплялась память и сглаживались изменившие жизнь так многих людей впечатления об эпохе духовного горения апостольского времени. Конечно, молитвенные воспоминания о явленном Свете Воскресения вновь возгорались, когда приходило время новых испытаний. Когда мученики за веру являли собой свидетельство об истинности Евангельского провозвестия.

И всё же жизнь требовала от людей задуматься над обустройством земного благополучия. Заставляла их задуматься о том, как сделать так, чтобы родившийся человек наиболее приемлемым образом, не отказываясь от ответственности за своих ближних, мог всё же достичь Царствия Небесного и вновь встретиться со своим Спасителем.

В течение истории Церковь не только сохраняла в неповреждённости Благую Весть о Царствии Божием, но и размышляла над её смыслами. Святые Отцы Церкви на Вселенских и Поместных соборах уточняли основные вероучительные истины и нравственные правила христианской жизни, чтобы охранить верных чад своих от различного рода заблуждений.

Но одновременно, соприкасаясь с суетными устремлениями этого мира, христиане погружались в культурообразующие обычаи и пристрастия той эпохи, в которой проходила их жизнь. Истинные герои духа изменяли свой собственный внутренний мир, смягчали ожесточённые сердца, своим примером увлекали многих на истинные пути духовного подвига. Другие, одарённые великими талантами от Бога, вносили в развивающуюся христианскую культуру художественное осмысление вечных смыслов. Но, всё же, они не могли изменить ход исторических событий, определяемых человеческим эгоизмом: стремлением к власти, к неоправданному богатству, к поражающим воображение впечатлениям.

«…ибо, - по словам святого Григория Паламы, - только очищенные сердцем видят Бога, Который, будучи Светом, вселяется и открывает Себя любящим Его и возлюбленным Им…» («Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы»).

Всё, что преодолел в пустыне во время сорокадневного испытания Христос – оказалось не под силу человеку.

Преодолевая с помощью Божией собственные рукотворные катастрофы, человечество вновь и вновь начинало строить свои «воздушные замки», забывая о главном: о предназначении созидать в своём сердце соответствие вечной жизни в Боге.

Как много мы уже слышали о грядущем мире с искусственным интеллектом и о безболезненном, счастливом и долговечном существовании материально обеспеченных людей. Современное человечество, однажды решив жить по собственным, придуманным исходя из политической целесообразности законам, захлебнулось от собственных гуманистических восторгов.

Но вот пришло время испытаний, и мир оказался застигнутым врасплох. И хотя сам же человек в своих кинематографических фантазиях придумывал для себя гораздо более страшные катаклизмы, для многих вразумление показалось непереносимым.

Но вершители судеб забыли, что такое Любовь, явленная во Христе: когда положивший душу свою за ближних, обретает бессмертие в вечной любви Небесного Отца. Ведь это возможно только тогда, когда мы до конца готовы следовать за Христом Иисусом. «Потому любит Меня Отец, - учит нас Христос в Евангелии от Иоанна, - что Я отдаю жизнь Мою, чтобы снова принять её…» (10,17-18). Если мы живём и умираем вместе с Ним, если действенно сострадаем нашим ближним, сострадаем самым обездоленным, тем, кто нуждается в нашей помощи, - только тогда мы можем рассчитывать, что в Воскресении мы всё же встретимся с Воскресшим из мертвых. И тогда эта встреча будет поистине исполнена всеобщего ликования и благодарности.

«Ты, Господи, прибежище для бедных, обездоленным прибежище в тяжкое время. Ты – кров, что спасает от бури, Ты тень, что укроет от зноя…(Ис.25,4).

Это обращение к Богу Ветхозаветного пророка близко сердцу современного человека, переживающего скорбь от потери близких, от тяжести навалившихся проблем и испытаний. Но ведь тот же пророк Исаия был убеждён, что придёт время и «… Господь, утрёт слёзы со всех лиц, на всей земле Он избавит Свой народ от позора…»(Ис.25, 8). «…Будут говорить в тот день: «Это наш Бог! Мы надеялись на Него – и Он даровал нам спасение…».

В Воскресении Христовом - наше спасение. Никто не может отнять у верующего человека его Пасхальную встречу с Воскресшим Господом. Где бы ни находился верующий христианин - в заточении или больничной палате, в окопах или в скорби по близким – ничто не может отлучить его от Любви Божией.

«…Будем же радоваться и ликовать, ибо мы спасены»(Ис. 25, 9).

 

ХРИСТОС   ВОСКРЕСЕ!

 

+ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

И СТАРОРУССКИЙ 

 

Пасха Христова

Великий Новгород

2020 год