474

22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение с чином выноса Креста.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к верующим с архипастырским словом: «Третье воскресенье Великого Поста называется «Неделей Крестопоклонной», фактически это середина поста. На утрене воскресного дня совершалось и будет совершаться в течение нескольких дней поклонение Кресту Господню. Слова, которые мы слышали в Евангелии, не могут не поразить до глубины души, потому что Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Изначально Великий Пост в древней Церкви складывался из подготовки к Крещению. Вместе с будущими христианами, с теми, кто примет Крещение на ближайшую Пасху, постилась и вся община. Отголоском этой практики, к примеру, является то, что именно с середины Великого Поста, со среды на пятой неделе, на Литургии Преждеосвященных Даров будут возноситься молитвы «О иже ко Святому Просвещению готовящихся». Это ектения о тех оглашаемых, которые в конце Поста, в Великую Субботу, принимают Крещение.

Неслучайно в это же время Церковь устанавливает для нас поклонение и чествование Честнаго Креста. Как для будущих христиан, которые собираются принять Крещение, так и для нас с вами - это напоминание Самого Господа о том, что ожидает верных Его последователей. Это и отличает христиан от всех последователей других религий, чаще всего языческих, которые обращались тысячелетиями к небу, к богам с молитвой о даровании удачи, благословения, благополучия в земной жизни. Они думали, что жертвами, какими-то ритуалами смогут договориться с богом или богами, и эти высшие силы будут обслуживать их в этом мире. Господь сразу предупреждает своих последователей: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Это не значит, что мы не можем просить Бога о наших земных нуждах об избавлении от скорбей, страданий, болезней, не значит, что мы не должны облегчать нашим ближним эти страдания и болезни. Но христианство – это больше, чем просто просьба об обычных нуждах — это следование за Христом.

 


- цитата-

«Нашу жизнь в Церкви, наше сопричастие Христу мы должны воспринимать как дар, за который мы вечно должны быть благодарны Богу»

Епископ Арсений


 

Когда мы смотрим на Крест Господень, на котором Церковь сегодня предлагает нам особенно сосредоточить свое внимание, то видим ответ на все наши вопросы, которые задаем себе и иногда Богу. Откуда в мире столько болезней, страданий, несправедливости? Какой ответ нам дает Господь? Он Сам приходит в этот мир для того, чтобы разделить с нами наши страдания. Человеческий грех со времен Адама систематически разрушает человеческую природу и мир вокруг нас. В этом корень всех страданий. Господь как Творец человека берет на Себя всю ответственность за все последствия греха. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: «Возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23). Христос как Новый Адам Сам будучи безгрешным берет на Себя последствия греха всего мира. Он разделяет с нами не только наши страдания, но и богооставленность на Кресте, смерть и даже ад.

Когда мы думаем, что нам не хватает сил и мужества терпеть выпадающие на нашу долю страдания, то должны обратить свой взор на Распятие и увидеть, что все наши страдания Христос уже вознес в Теле Своем на Крест вместе с грехом всего мира. Все наши кресты, какими бы они ни казались тяжелыми, уже являются частью этого Креста Христова, который Он пронес по скорбному пути за жизнь всего мира. А это значит, что не только Господь разделяет с нами наши страдания, но и мы, тем самым, можем разделить со Христом Его страдания ради нас терпеливым, благодарственным, безропотным перенесением испытаний, которые нам выпали. Памятуя также о том, что Господь не просто разделяет с нами все ужасы нашей жизни и самый ад, но Он является победителем ада. Христос расторгнул узы смерти для того, чтобы и мы смогли разделить с Ним Его божественную жизнь, славу и любовь. Вот именно об этом нам напоминает сегодня Церковь, когда мы особо чествуем Крест Господень. За это мы должны возблагодарить Бога сегодня, не только за все, совершенное Христом ради нашего спасения, но и за все благодеяния, которые есть в нашей жизни, которые мы часто не замечаем, будучи сосредоточены на своей скорби. А сколь много хорошего имеется у каждого из нас! Мы должны относиться к каждому человеку, который рядом с нами, к каждому дню, который мы проживаем, как к бесценному дару Божию. Нашу жизнь в Церкви, наше сопричастие Христу мы должны воспринимать как еще больший дар, за который мы вечно должны быть благодарны Богу. Он даруется нам не по заслугам нашим, а по благодати. Дар Божий — это жизнь вечная во Христе Иисусе Господе Нашем».

Затем было совершено поклонение Честному Кресту Господню.


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.