Протоиерей Олег Архипов: Соборование – это не ежегодная массовая диспансеризация, а Таинство для глубоко верующих людей [ИНТЕРВЬЮ]

Сейчас идет Великий пост. По традиции, в это время в православных храмах совершается Таинство Соборования. У верующих возникает множество вопросов по поводу данного Таинства. Кому и для чего оно необходимо? Сколько раз в жизни человек может прибегнуть к Таинству? Когда идти к врачу, а когда на Соборование? Почему человек пособоровался, а исцеление не наступает? На эти и другие вопросы отвечает настоятель новгородской церкви Бориса и Глеба протоиерей Олег Архипов.

- Что такое соборование и кому оно необходимо?

- Соборование (Елеосвящение) - это одно из семи таинств Православной Церкви. Оно появилось во время земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Марка написано, что апостолы были посланы на проповедь и им была дана сила от Бога, благодаря которой они совершали чудеса, вмешивались в жизнь человека – изгоняли бесов, исцеляли больных, помазывая их маслом (елеем). Соборование - это Таинство, направленное на исцеление человека, который заболел тяжкой или неизлечимой болезнью, и все его силы исчерпаны. Однако важно понимать, что это Таинство предназначено не только для тела, но и для души, потому что человека без души не существует. Если человек чувствует в себе страсть, к примеру, он тщеславен, эгоистичен, с презрением относится к ближним, то пока он в силах с грехом бороться и меняться, он прибегает к Таинству Исповеди (покаянию) и Таинству Причастия. Но когда человек не может противостоять страсти и на него нападает уныние, он может прибегнуть к Таинству Соборования. Это состояние человеческой души ярко описано в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читался на первой неделе Великого поста: то состояние, когда на душу уже ничего не действует – ни законы Божии, ни примеры святых, ни наставления Церкви и духовника. «Душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся», - говорится в одном из отрывков канона.

 


-цитата-

«Люди хотят получить исцеление не личным трудом, а с помощью магического ритуала. Но Церковь – это не магический салон!»

Протоиерей Олег Архипов



- Сколько раз можно собороваться? Как Вы относитесь к решению человека периодически участвовать в Таинстве для профилактики болезней?

- Таинство Соборования, как правило, совершается один раз в жизни над человеком, тяжело больным телесно или духовно. А сейчас появилась тенденция: ежегодно, в Великий пост, на Соборование приходят здоровые люди, которые не доведены до истощения, отчаяния, или люди, у которых не тяжкие, смертельные болезни. Они думают, что занимаются профилактикой или лечением. Но так относиться к Соборованию нельзя - это злоупотребление Таинством! Это все равно, что в крещенскую ночь пойти искупаться, чтобы отмыться от грехов. Люди хотят получить исцеление не личным трудом и подвигом, а с помощью магического ритуала. Но Церковь – это не магический салон! В Церкви есть понятие «подвижничество», которое означает движение вперед, когда ты сам идешь ко Христу, спотыкаешься, падаешь, встаешь и продолжаешь путь вперед, к Господу.

Более того, люди воспринимают Соборование только как средство для телесного исцеления. А почему? Да потому что зациклены лишь на мирском. У нас большинство людей соборуются только для того, чтобы не болеть и долго жить. Тут в ход идут и другие доступные средства: и в прорубь нырнуть, и водички крещенской побольше набрать, чтоб потом ее стаканами пить, и просфору покрупнее взять. Все эти манипуляции нацелены не на спасение бессмертной души, а на то, чтобы как можно дольше продержаться на земле в физическом здравии, не понимая того, что физическое здоровье напрямую зависит от здоровья души. Грех души рождает телесную болезнь. Когда мы совершаем грех и преступаем волю Божию, то наносим себе душевную рану, которая впоследствии передается телу. А болезнь уже рождает смерть: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23). Это очень важно понять перед тем, как приступить к Таинству. Но ведь многие из нас не придают значения греху и на исповеди говорят примерно так: «Я такой же, как все! Ну кто сейчас не без греха?». Тем самым они дают себе «индульгенцию» и продолжают вести бездуховный, безбожный образ жизни.

 


-цитата-

«Если ты приболел, к врачам надо идти, а не на Соборование»

Протоиерей Олег Архипов


 

Я хочу подчеркнуть, что Соборование – это не ежегодная массовая диспансеризация, а Таинство для глубоко верующих людей! Неотъемлемым условием участия в Соборовании, как и в любом другом Таинстве, является ведение христианского образа жизни. Таинство - это вступление в контакт с Богом. А готовы ли мы воспринять Божью благодать? Окажется она для нас врачующей или испепелит нас? Если невоцерковленный человек бездумно прибегнет к Соборованию, то оно может возыметь обратный эффект – человек может сильно заболеть или еще хуже. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о недостойном причащении, это относится и к другим Таинствам: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:29).

Соборование - это мощное вспомогательное Таинство, которое дано нам в укрепление помимо Исповеди и Причастия. Если ты приболел, к врачам надо идти, а не на Соборование, и обязательно участвовать в Таинстве Исповеди и Евхаристии. Если же человеку действительно нужно пособороваться и он сознательно подойдет к Таинству: покается, начнет меняться, то есть шанс, что он исцелится. Для этого Соборование и существует. Вы даже не представляете, какое сильное оружие есть в наших руках.

 


-цитата-

«Болезнь – это наше послушание пред Богом»

Протоиерей Олег Архипов



- Как скоро человек может получить исцеление после Соборования? Известны ли Вам факты излечения после Таинства?

- Соборование - это вам не фокусы. Не надо думать, что ты пришел и оказал Богу услугу - прибегнул к Его Таинству - и теперь Он обязан тебя тут же поставить на ноги. Нельзя к Таинству относиться потребительски. А ты уверен, что выздоровление будет тебе полезно? Понимаете, Бог желает спасения бессмертной души человека, а не нашего комфорта. Он не спрашивает: «Чего изволите?». Его цель нас спасти. А спасти человека можно тогда, когда он понимает, что погибает и начинает идти навстречу Богу. Если после Соборования исцеление не приходит, то человек должен воспринимать болезнь как волю Божию о себе. Болезнь – это наше послушание пред Богом. Теперь Господь Сам решит, когда утешить, облегчить болезнь или освободить от нее. Если Бог не освободит тебя от болезни после Соборования, а врачи уже сделали все возможное, ты должен дальше терпеть ее как послушание и ждать милости Божией. Вот с таким намерением человек должен подходить к Таинству.

Насчет фактов исцеления после Соборования: их известно немало, в частности, у нас таких полприхода, и я один из примеров тому. Я соборовался один раз в жизни, когда много лет назад очень тяжело заболел. Шансы, что выживу, были 50/50. Но я верил в это Таинство, верил в святой промысел Божий обо мне, старался должным образом подготовиться, пособоровался и Господь меня воздвиг. После Соборования была операция, год лечения и восстановления. Как видите, я получил исцеление и снова служу в Церкви. Я понял, что мне нужно было пройти это испытание, и к Соборованию подошел со всей ответственностью, просил у Бога исцеления. Конечно, перед Соборованием я усиленно думал о причине, по которой оказался на таком послушании у Бога. Когда ты болеешь, поверьте мне, перед тобой проходит вся жизнь. Ты очень скрупулезно занимаешься самоанализом, как книгу листаешь свою жизнь, пытаешься вспомнить каждую строчку, чтобы понять, за что и для чего Господь попустил тебе понести такую болезнь. Ты понимаешь, что должен что-то искупить не в том смысле, что Бог наказал тебя, а в том, что ты нарушил гармонию Божиих законов и ранил себя. В какой момент произошел этот сбой, ты должен понять сам. Если не ищешь ответа, не каешься, ропщешь, то нет смысла в Соборовании.

- Прощаются ли в Соборовании забытые грехи?

- Что значит забытые? Грехи забыть нельзя! Если мы забываем свои грехи или не знаем их, то это уже невнимательность к духовной жизни. Ты должен физически чувствовать, согрешил или нет. Вот вам сравнение: когда ты стараешься жить с Богом, то как будто дышишь чистым кислородом, а когда делаешь что-то вопреки того, к чему призван Богом, то чувствуешь, что вдохнул не кислорода, а выхлопного газа из трубы автомобиля. Когда совершаешь грех, то интуитивно чувствуешь провал внутри себя, как будто тебя покидают силы. Ты это не можешь забыть. Поэтому говорить о забытых грехах значит расслабленно, безразлично относиться к духовной жизни. Человек, который регулярно исповедуется, помнит свои грехи.

Конечно, в послании апостола Иакова есть слова о прощении грехов: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание Ап. Иакова. 5, 13-15). Здесь имеется ввиду, что прощаются те грехи, которые ты забыл не по причине невнимательной духовной жизни или которые намеренно постарался забыть, а грехи, забытые по причине немощи. Вы только вдумайтесь в эту часть высказывания апостола: «и если он соделал грехи, простятся ему». Представьте, какой высокий духовный уровень был у людей в древности. Тут имеется ввиду, что человек жил так праведно, что никто не мог сказать, что он согрешил, но если где-то оступился, то это ему простится.

 


-цитата-

«Соборование – это осознанная необходимость вступления в теснейший контакт с Богом»

Протоиерей Олег Архипов



- Проводите ли Вы разъяснительную работу на приходе, чтобы у верующих выработалось правильное отношение к Соборованию? Всех желающих допускаете к Таинству?

- Я против безответственного отношения к Таинству, поэтому мы в храме всех подряд не соборуем - только своих прихожан. Они подходят к священнослужителю за благословением. Мы с каждым общаемся, узнаем, почему именно им нужно прибегнуть к Таинству. Подобные беседы у нас проходят постоянно, поэтому наши прихожане уже все знают о Соборовании и не задают вопросов. Новых прихожан мы отдельно приглашаем побеседовать. Бывает, конечно, и «с улицы» люди приходят, но зачастую они через какое-то время не выдерживают, уходят, потому что происходящее им чуждо. Человек не понимает, что он здесь делает. У нас в прошлую субботу было Соборование и после половины службы люди стали уходить.

Знаете, Таинство показывает внутренний мир человека - подобное тянется к подобному. Благодать Божия снимает с тебя маску, и ты стоишь открытый, как на ладони. Поэтому люди и проявляют себя во время Таинства. Соборование – это осознанная необходимость вступления в теснейший контакт с Богом. Ты должен понимать, какую черту переступаешь, должен осознавать, что это не развлечение. Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Так вот от того, как мы относимся к Таинству, будет зависеть Святой Дух на нас снизойдет или опалит огонь. Если ты золото, станешь более качественным, а если солома, то сгоришь. Это страшно, и не потому что Бог хочет нас наказать и испепелить - Бог есть любовь - но любовь на одних действует исцеляюще, а других уничтожает.

- Во время Соборования принято освящать масло, рис и вино. Что делать с освященными продуктами после Таинства?

 - Дело в том, что раньше Соборование входило в часть всенощного бдения и освященные продукты прямо во время службы употреблялись в пищу, чтобы подкрепить силы присутствующих в храме. Верующие макали хлеб в оливковое масло, если этот хлеб и запивали вином. Потом Соборование стало отдельным богослужением, однако традиция освящать рис, масло и вино осталась. Со временем она превратилось в магический ритуал. Некоторые люди считают, что продукты обладают целебными свойствами и весь год едят по рисинке, пьют по ложечке масла. Доходит до того, что продукты портятся. Но такого быть не должно. Надо в ближайшее после Соборования время употребить все в пищу, крупой можно накормить птиц. Если уж что-то испортилось, то благоговейно утилизировать. Есть такая практика в Церкви: можно закопать продукты там, где никто не ходит, опустить в водоем.

- Отец Олег, какое напутствие вы дадите людям, планирующим собороваться?

- Будьте ответственны! Во всем, что связано с Богом, должна быть абсолютная ответственность, страх и благоговение. В Священном Писании написано: «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110:10). Бояться нужно не Бога, потому что Он страшен, Бог - это любовь всесовершенная по отношению к человеку, бояться нужно безответственного отношения к Богу. Это очень важно! Надо научиться иметь священный трепет перед абсолютной святостью и совершенной любовью. Тогда в нашей жизни все будет меняться к лучшему.  

Хочу озвучить еще одну важную мысль: во всех вопросах, касающихся участия в Таинстве Соборования, каждому человеку необходимо советоваться со своим духовником или священником, у которого он постоянно исповедуется. Желаю верующим помощи Божией!

- Отец Олег, спаси Господи за беседу.


Добавим, что каждую субботу с 19.00 в церкви святых князей Бориса и Глеба (наб. Александра Невского, д. 31) проходят евангельские чтения и беседы для тех, кто хочет принять участие в таинствах.