Епископ Арсений: Благодать, которую мы получаем в церковных Таинствах - это не безликая сила, это Сам Господь

15 марта 2020 года, в Неделю 2-ю Великого поста, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором рассказал о почитании свт. Григория Паламы и его богословском учении.

Почему Церковь так высоко ценит вклад в богословие свт. Григория Паламы?

Во второе воскресенье Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Он жил в XIV веке в Византии и был выдающимся богословом, иерархом, богословие которого наложило глубокий отпечаток на всю богословскую традицию поздней Византии, на церковное искусство и иконопись. Святитель Григорий был прославлен в лике святых своим учеником Патриархом Филофеем Константинопольским. Второе воскресение Великого поста стало посвящаться его памяти. Мы можем говорить, что сегодняшняя память святителя Григория - это продолжение праздника Торжества Православия, которое мы совершали в первое воскресенье Великого поста. Так высоко Церковь оценила вклад святителя в богословие. В чем же суть богословия свт. Григория Паламы? Говоря кратко, его учение заключается в следующем:

 

Благодать Божия, подаваемая нам в Таинствах Церкви, молитве, христианской жизни - это не безликая, сотворенная Богом сила, это Сам Бог, присутствующий в нашей жизни и, прежде всего, в Церкви

 

Святой Григорий выступил защитником древней традиции, которая еще называется «исихазм», от слова «исихия» - безмолвие или покой, выразителями которой в то время были афонские монахи. Когда они стали подвергаться нападкам рационалистически мыслящих богословов, когда их свидетельства о том, что они созерцают нетварный свет стали объектом насмешек, тогда Григорий Палама, который сам когда-то был афонитом, посчитал важным заступиться за эту церковную традицию. Западные богословы, которые поддержали оппонентов Григория Паламы, говорили о том, что благодать - это тварная сила, которая посылается Богом всем хотящим наследовать спасение, и ее мы получаем в Таинствах, молитве. А слова афонских монахов о созерцании нетварного света ими даже всерьез не воспринимались.

По учению Григория Паламы, благодать, которую мы получаем в церковных Таинствах, которая возрождает нас и сопутствует на всех путях нашей христианской жизни - это не какая-то безликая сила, это Сам Господь, Который в Своих действиях, энергиях присутствует в этом мире. Его творческими действиями мир создан и поддерживается над пропастью небытия, сохраняется бытие всего творения. Этой же благодатью, то есть Богом, в обращенности к Своему творению, совершается наше спасение, наше причастие ко Христу. Отрицать это, по сути дела, значит утверждать, что между Богом и творением существует огромная пропасть, которая так и не была преодолена.

 

Если благодать - это безликая сила, сотворенная Богом, то нет речи о связи человека с Богом

 

Однако, древнейшая святоотеческая традиция, особенно аскетическая, говорит о том, что мы по благодати усыновляемся Богу, что мы по благодати сами становимся богами. «Ибо Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыновья человеческие стали сыновьями Божиими», - учил древнейший отец Церкви Ириней Лионский. Благодаря воплощению Бога Слова, нам всем открыт путь к богоуподоблению. Святые отцы Восточной Церкви часто говорят об обожении, описывая процесс нашего спасения. В этом заключается самая сердцевина христианства - Бог становится Одним из нас, чтобы мы стали, как Он, разделили с Ним Его божественную славу, Его божественную жизнь и божественную любовь.

Что представляет собой нетварный свет, опыт видения которого защищал свт. Григорий Палама?

Если мы рассмотрим разные еретические движения, которые осуждались на Вселенских Соборах, то увидим, что, так или иначе, все они, в конце концов, били по этой главной цели, по сердцевине христианства, его центральной мысли о том, что во Христе происходит встреча человека и Бога, что во Христе мы имеем прямой доступ к Отцу, что в Церкви мы, воспринимая благодать Божию, причащаемся Самого Бога или, по выражению апостола Петра, становимся причастниками божественного естества. Некоторые люди, которые очистили свою душу и тело молитвой, постом, аскетическими подвигами, сподоблялись от Бога видения, той благодати, которая присутствует в Церкви и в нашей жизни, иначе говоря, Самого Бога, в виде нетварного света. Это и был тот опыт афонских подвижников, который защищал Григорий Палама. Он утверждал, что это тот самый фаворский свет, воссиявший когда-то на горе Фавор и увиденный апостолами. В этом свете ученики Господа узрели не столько преобразившегося Христа, сколько Его божественную славу, которая была у Него прежде всех веков, которая в Нем явилась в этот мир, чтобы наполнить собой человека.

Когда мы смотрим на иконы Андрея Рублева или Феофана Грека, то видим тот же самый нетварный свет, который струится от Бога через просветленные и одухотворенные тела, сами ставшие вместилищем благодати для того, чтобы преобразить окружающий мир, тех, кто приникает к этому источнику благодати. На этом завязано все богословие и практика Церкви. Здесь и почитание святых мощей, почитание святых, потому что мы почитаем ту самую благодать Божию, иначе говоря, Самого Бога, Который избрал этих святых в качестве Своего вместилища. Не будем забывать о том, что вся Церковь, основанная Христом — это дом Божий, и каждый из нас в отдельности – это храм Божий,  по крайней мере, мы призваны таковыми быть. Апостол Павел по этому поводу сказал: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор.6:19). Есть также слова евангелиста Иоанна Богослова о том, что Христос - «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Это слова из пролога Евангелия от Иоанна, те слова, которые мы читаем на Пасху. Они являются важным провозвестием христианства.

Как уже было сказано, Христос присутствует в нашей жизни, и нам только нужно не забывать об этом, стараться ощутить, почувствовать Его, услышать Его голос в себе, увидеть Его свет в своей жизни. Это мы сможем сделать, если будем верными Ему, внимательными к Его Слову, будем стараться поступать так, как Он поступал. Потому что Он - начаток умерших, Он - предводитель нашего спасения, Он всех нас собрал в Свою Церковь для того, чтобы уже здесь и сейчас сделать наследниками жизни, полной света невечернего, Царства Своего.


После чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Григорий (Побожин). Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков). Богослужение сопровождалось пением сводного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.