В рамках реализации региональной целевой программы развития и модернизации образования в области духовно-нравственного просвещения и воспитания прошли X юбилейные Знаменские образовательные чтения «Современное образование и духовная культура Великого Новгорода».
В образовательном форуме приняли участие представители духовенства Новгородской митрополии, руководители отделов образования муниципальных районов, преподаватели ВУЗов, общеобразовательных и воскресных школ, духовного училища, педагогическая общественность, все заинтересованные лица.
Миссия X юбилейных Знаменских образовательных чтения «Современное образование и духовная культура Великого Новгорода» - профессионально-педагогическое обсуждение проблем развития и укрепления системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания современной молодежи как одного из основных институтов гражданского общества, нравственный диалог старшего и младшего поколений с опорой на духовно-нравственное наследие России.
Работа X юбилейных Знаменских образовательных чтений «Современное образование и духовная культура Великого Новгорода» проходила по следующим направлениям:
1. Культурно-историческое наследие Новгородской земли.
2. Современные подходы к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»: результаты и перспективы.
3. Воспитание духовно-нравственных ценностей в системе образования.
Свою работу форум начал с пленарной дискуссии «Соработничество Русской Православной Церкви и государства в сфере образования».
Участников Чтений объединило понимание необходимости духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи как важнейшей задачи, без успешного решения которой невозможно поступательное развитие российского общества.
В современной науке возрастает интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые происходят в общественной жизни России. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений и других важных аспектов воспитания современной молодёжи.
Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание как реальное социально-педагогическое явление. Гражданско-патриотическое воспитание как качественно новое явление в педагогической науке и практике необходимо рассматривать в рамках целостной концепции воспитания, в его соотношении с основными видами и направлениями воспитания, такими, как духовно-нравственное, культурное, правовое, трудовое и др.
В ходе активного обсуждения, характеризуя современное понимание гражданско-патриотического воспитания, участники Чтений отметили, что при всем многообразии подходов, позиций и представлений это понимание не обеспечивает в полной мере целостности, диалектического единства и неразрывности главных составляющих гражданско-патриотического воспитания. Абсолютизации гражданственности, сводит к минимуму обязанности личности перед обществом и государством, формально-правовому членству в социуме, либо уводит в космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной и выступающий в качестве антипода патриотизму. Такой подход совершенно неприемлем не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой – служение Богу и Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Патриотизм, будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социально активной личности, является действующей побудительной силой и реализуется на благо Отечества.
Традиции подлинного образования в России изначально связаны с духовностью и православием. Православие укрепило и освятило в русской душе стремление к целостности, придало ему высший духовный смысл.
Смысл образования – духовное становление человека в процессе развития, гармонии его отношений с миром. Оно по преимуществу предназначено для воспроизводства православного типа духовности.
Участники Чтений отмечают, что школа должна давать полноценное образование, а, следовательно, настраивать на целостное восприятие мира. Такое восприятие рождается из представления о главном в человеке и формируется при системном осознании умственного, чувственного и духовного опыта на основе веры, научных и культурных традиций.
Путь наследования человеческого опыта лежит в русле традиции. Именно традиция служит основой образования и всей духовной жизни общества. Через неё осуществляется связь времён; она придаёт человеческому бытию, человеческой истории устойчивость, высокое значение и нравственный смысл.
Культура России исторически формировалась под воздействием христианства, и все её сферы с ним глубоко связаны. Православная культура – одна из важнейших в России областей социально-гуманитарного знания. Изучение православной культуры способствует формированию у школьников адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру.
Приобщение детей и молодёжи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, являются необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Активное обсуждение вопросов по теме Чтений позволило сформулировать основные выводы и рекомендации, адресованные педагогической общественности и всем лицам, заинтересованным в решении проблем духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Участники Чтений отмечают:
· Возрождение интереса детей и молодёжи города, педагогической и родительской общественности к традиционной духовной национальной культуре, к истории нашей Родины, её святыням, духовным истокам отечественной культуры.
· Важность развития отношений Церкви и государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых граждан Отечества.
· Необходимость проведения согласованной информационной политики, ориентированной на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, усиление пропаганды здорового образа жизни и нравственного поведения молодых людей.
По итогам состоявшихся обсуждений участниками X юбилейных Знаменских образовательных чтений определены следующие актуальные задачи:
- Сохранение и развитие практики духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в процессе преподавания учебных курсов традиционной духовной культуры, углублённого изучения отечественной истории, литературы и русского языка в общеобразовательных учреждениях.
- Объединение в единое целое социально-правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственным и другими компонентами воспитания.
- Интеграция взаимодействия в сфере образования Новгородской митрополии Русской Православной Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления.
- Развитие гражданских структур, деятельности общественных педагогических и родительских объединений, выражающих интересы православного сообщества как коллективного участника образовательного процесса в российской школе и заказчика образовательных услуг, информирование родителей обучающихся о возможности изучения их детьми православной культуры, способах ее реализации.
- Совершенствование системы научно-методической поддержки и повышения квалификации педагогических кадров с целью изучения православных традиций в воспитании и образовании.
- Организация просветительских мероприятий, раскрывающих взаимосвязь русского языка, литературы, истории и культуры России.
- Создание благоприятной информационной среды для популяризации примеров высокой духовности и гражданского согласия с использованием возможностей средств массовой информации.
- Продолжить сложившуюся практику проведения научно-практических конференций, педагогических чтений, методических семинаров для руководителей и педагогов образовательных учреждений по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.