458

8 марта 2020 года, в праздник Торжества Православия, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня Церковь празднует Торжество Православия. Событие, которое легло в основу этого празднества, произошло в IX веке, когда иконоборчество, возникшее в Византийской империи, было окончательно преодолено. Уже 7-й Вселенский Собор вынес православное определение почитания святых икон, после первого периода иконоборчества, когда были мученики и исповедники за православную традицию почитания икон. Однако же, после 7-го Вселенского Собора наступает новый период иконоборчества, когда императоры, поддерживающие эту ересь, пытаются взять политический и богословский реванш и вновь запретить почитание святых икон. Окончательно Православие утверждается в 843 году, тогда это было 19 февраля, первое воскресенье Великого Поста, когда при императрице Феодоре и патриархе Мефодии в Константинополе происходит собор архиереев, иконы торжественно износятся во время крестных ходов по городу и окончательно утверждается православная традиция почитания святых икон.

Уже тогда был составлен синодик, и в этот день возглашалась вечная память всем истинным защитникам и исповедникам веры, а всем отступникам - анафема. Постепенно этот чин развивался и умножался, были введены новые положения, и Церковь стала праздновать Торжество Православия не только как победу иконопочитания, но и как торжество истины в этом мире, торжество нашей веры. По традиции, уже на протяжении более десяти веков, в первое воскресенье Великого Поста во всех храмах Православной Церкви совершается особый чин молебного пения Недели Православия. Мы чествуем не только иконы, но, в первую очередь, вспоминаем определение 7-го Вселенского Собора. Важно помнить, что Торжество Православия не должно ни для кого из нас означать какого-то псевдопатриотического триумфализма, когда некоторые люди, в общем-то нецерковные по сути своей, бьют себя в грудь, заявляя, что они православные, с презрением смотрят на все остальные народы, страны и конфессии. Православие заключается не в самовозвеличивании. Истина не нуждается в унижении всего остального.

В начале первого соборного послания Иоанна Богослова есть такие слова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:1-2). Каждая икона, особенно икона Христова, это, прежде всего, провозвестие истины о том, что Бог ради нашего спасения становится одним из нас, приходит в этот мир для того, чтобы спасти человека, спасти Свой образ, исцелить, преобразить и сделать наследником жизни вечной. То есть, для отцов 7-го Вселенского Собора, и для тех, кто спустя почти 100 лет собрался для того, чтобы утвердить Православие в 843 году, речь шла именно об этом. Не просто об обряде, почитать или не почитать иконы, а о самом главном в христианстве: Бог ради нашего спасения стал одним из нас, значит, видимым, осязаемым, слышимым. Сущность христианства — это реальность Боговоплощения, радостная весть о том, что Бог с нами, начиная с воплощения Христова. «Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя», - это слова Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания в VIII веке. 

Господь стал одним из нас, разделив с нами наши жизнь и нашу богооставленность на Кресте, и даже смерть и ад. Все это Он совершил для того, чтобы спасти падшего Адама - весь род человеческий, чтобы мы не чувствовали себя богооставленными, чтобы мы могли встретить Бога в своей жизни, чтобы мы с вами могли победить смерть, чтобы и для нас ад уже не был местом, где нет надежды. Потому что для Божией любви, как мы видим, не существует никаких преград. Как Господь восстал из мертвых, силою Своего Отца, Он - Глава Тела Церкви, так, по выражению Иринея Лионского, и вся Церковь, и все Тело, и все мы восстанем к жизни вечной. В этом во все времена заключалась непреходящая радость и новизна христианства. Именно в этой бесконечной любви Бога, которая сломает все преграды ради нашего спасения, заключается настоящее Торжество Православия. И в нашей жизни Торжество Православия проявляется тогда, когда мы отвечаем на эту Божию любовь своей любовью. Когда мы находим силы следовать за Христом, делать Его Слово руководящим принципом своей жизни, когда мы стремимся с любовью относиться к ближним, стремимся учиться прощать, в общем, стремимся жить как настоящие ученики Господа, как свои, присные Христу и святым. Вот тогда Торжество Православия, которое мы празднуем сегодня, будет не пустым звуком, а будет вечным содержанием нашей жизни».

Затем был совершен молебен праздника Торжества Православия.


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Серафим (Игнатьев), иеромонах Сергий (Шардаков) и клирики церкви апостола Филиппа протоиерей Александр Гринь и иерей Павел Демочкин. Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15