379

11 марта Церковь чтит память Феодосия, архиепископа Новгородского, состоявшего 10 лет в сане игумена Хутынского монастыря, а затем 9 лет возглавлявшего Новгородскую кафедру.

Около 1523 года Феодосий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. Уже здесь он обратил на себя внимание великого князя, ибо по непосредственному распоряжению Василия III 21 ноября 1531 года Феодосий назначается игуменом Новгородского Хутынского монастыря. Феодосий проявил себя рачительным настоятелем, заложив в 1535 году в обители каменную церковь святого Георгия.

При игумене Феодосии в 1533 году, во второй год его настоятельства, совершилось замечательное чудо у раки преподобного Варлаама: «25 апреля сама собою зажглась свеча у раки угодника Божия и безпрерывно, в продолжение 9-ти недель горела день и ночь, и не умалися ей нисколько». Феодосий сообщил об этом чуде архиепископу Макарию, и архиепископ, «от того огня и воску тое свечи велел послати к государю великому князю Василью Ивановичу всеа Руси, на Москву, а отчасти остави у себе того воску».

В 1542 года игумен Феодосий был вызван в Москву и там в июле месяце был хиротонисан в архиепископы митрополитом Макарием. День прибытия Феодосия ознаменовался чудом: «в то время Премудрость Божия простила жену, очима была болна»; а далее в летописи рассказывается о новом чудесном событии в Новгороде в том же августе: «на Великой Веряжской улицы родися детище о дву главах и о четырех ногах».

Девять лет управлял архиепископ Феодосий Новгородскою паствою, но летописи слишком мало передают сведений о его пастырских трудах. Впрочем, о пастырской деятельности можно судить по оставшимся от него посланиям, которые содержат архипастырские его распоряжения, касающиеся духовенства и мирян

К примеру, в 1548 году Феодосий писал послание к духовенству Вотской пятины, в котором делал распоряжение об искоренении там языческих мольбищ и обрядов. Когда Феодосию сделалось достоверно известно, что финские племена держатся прежних языческих суеверий и обычаев и подчиняются арбуям, то он счел нужным написать окружное послание к духовенству Вотской пятины и послал туда Софийского соборного священника Никифора и двух детей боярских со строгим им наказом: поступить для истребления язычества точно так же, как прежде поступил инок Илия.

В 1547 году архиепископ Феодосий писал послание к царю Ивану Васильевичу об умножении в Великом Новгороде корчемства, грабежей и убийств и умолял его позаботиться о прекращении этих преступлений. Послание архиепископа Феодосия не осталось без успеха. Летописец замечает, что в 1548 году 27 декабря «пожаловал царь и государь, великий князь Иван Васильевич, в своей вотчине в Великом Новегороде отставил корчмы и питие кабатцское: наказали по концам и по улицам старостам, на 30 человек две бочки пива, да шесть ведер меду, да вина горькаго полтора ведра, на разруб».

В 1545 году 23 октября при архиепископе Феодосии обретены нетленные мощи святого праведного Иакова Боровичского и тогда же установлено ему празднество. В этом же году, по поручению архиепископа Феодосия, составлено житие преподобного Александра Свирского учеником его и преемником – игуменом Иродионом.

В 1551 году принимал участие в заседаниях Стоглавого собора. В этом же году царь свёл новгородского архиепископа с престола. Феодосий доживал свои дни в Волоколамском монастыре, где был пострижен в монахи. Уже на смертном одре он благословил игумена Волоколамского монастыря Леонида на участие в Полоцком походе. Скончался святитель 26 февраля 1563 года. Погребен он был по смирению у порога соборного храма в обители. Над его гробницей были поставлены иконы почитаемых новгородских святых – святителя Иоанна и преподобного Варлаама.

Полное житие святителя можно найти здесь.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15