455

1 марта 2020 года, в Неделю воспоминания изгнания Адама и Евы из Рая, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Сергий (Шардаков).

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Сегодняшнее воскресенье называется в Церкви Неделей Адамова изгнания, а в народе Прощеным воскресеньем. Накануне Великого Поста в песнопениях этого дня мы вспоминаем событие, которое сделало нас изгнанниками и пришельцами в этом мире, лишенном первозданной чистоты, святости, в мире, в котором царствует зло, которому открыл врата в этот мир человек. Первые главы книги Бытия говорят о том, как человек оказался в таком бедственном положении, во власти греха и смерти, но также о том, что уже тогда Богом было обещано спасение этого мира. Неслучайно мы вспоминаем Адамово изгнание сегодня, накануне Великого Поста, который, в конце концов, нас приведет к Воскресению Христову — это образ или икона всей истории мира, а также и истории нашего с вами спасения, потому что мы уже приходим в этот мир больные грехом.

Святые отцы Восточной Церкви говорили о первородном грехе как раз не столько в категориях вины, сколько в категориях болезни, распространенной в человеческом роде, и спасение от этой болезни, этой поврежденности совершается во Христе Воскресением. И без Воскресения не было бы христианства, не было бы нас, рожденных в Таинстве Крещения, и мы не могли бы причащаться Воскресшего Господа. Нам, усыновленным через Таинства Богу, уже дано в Церкви почувствовать радость Воскресения, прикоснуться к ней, это происходит в Таинстве Причастия, это происходит иногда в личной молитве, чаще в церковной молитве и больше всего в праздник Светлого Христова Воскресения. Это тот опыт, который как маяк светит в этом мире, указывая нам путь к последней пристани, по достижении которой совершится уже полное духовное исцеление нашей природы, то есть наступит тот момент, когда и мы воскреснем со Христом - вот это и будет наше с вами спасение.

Церковь призывает нас подготовиться к Светлому Христову Воскресению, проходя особый путь духовных упражнений, аскезы, молитвы и покаяния. В Евангелии сегодня говорится о наставлениях для людей, которые собираются поститься, это место из Нагорной Проповеди: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Это главное условие нашего покаяния. Примечательно, что это повеление прощать приводится сразу после молитвы Господней, которую Господь дает Своим ученикам, как образец всех молитв. Этой молитвой мы должны молиться каждый день, в Церкви и дома: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Если мы не можем прощать, не желаем даже слышать о прощении, то это молитва не для нас, она для истинных Господних учеников. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16), - это предостережение против внешнего увлечения проявлениями поста, когда мы любим, может быть, одевать черную одежду, когда идем в храм или, когда мы больше обращаем внимания на диетарные правила, забывая о том важном, о чем Господь нам сейчас говорит - об умении прощать, о том, чтобы мы не принимали лицемерно-фарисейский вид.

Мы должны быть радостными, потому что пост – это наше примирение с Богом. Как вечной природа пробуждается от зимней спячки, так и пост - это духовная весна, которая должна пробудить в нас самые лучшие наши силы и одухотворить нас. Назначение Поста в том, «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:18). И наконец, последнее из этого Евангельского отрывка наставление Господа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Этим сокровищем на небе является милость, это деятельная любовь, когда мы имеющиеся в нашем распоряжении свободные средства можем уделять нашим ближним. Делами милосердия и сострадания всегда жила и апостольская Церковь, и Церковь последующих поколений. Милость - это та добродетель, которую превозносит и Иоанн Златоуст, как наибольшую, и он, как и другие древние авторы, обращал внимание на то, что милостыня - это неотъемлемая часть поста. В пост мы тратим меньше денег на себя и на продукты, и выделяем часть средств для того, чтобы помочь другим.

Если мы в пост тратим больше денег, чем в обычный другой день - это уже какое-то искажение первоначального смысла Великого поста. Пусть стол будет скромным, но мы при этом сможем найти средства для того, чтобы помочь нашим ближним. Не будем слишком увлекаться составом еды, а лучше будем думать в течении всей Святой Четыредесятницы о Боге, о том, чтобы найти Его в тайниках своей души, а также в наших ближних, и тогда мы сможем послужить им милостию и любовью. Или, может быть, когда наши ближние послужат нам, то и тогда происходит встреча с Богом. Желаю, чтобы этот пост был для каждого из нас временем духовной весны и обновлением, чтобы мы с чистым сердцем встретили праздник Светлого Христова Воскресения».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15