Епископ Арсений: Когда Слово Божие будет живым содержанием нашей жизни, тогда и жизнь будет преображаться

9 февраля 2020 года, в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода.

После Причастия была совершена заупокойная лития за всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом. Он отметил, что сегодня мы совершаем память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Решение о том, что память новомучеников должна совершаться в Церкви, было принято ещё на Поместном соборе Русской Церкви 1917-18 годов, вскоре после мученической кончины митрополита Киевского Владимира. Он был расстрелян 25 января или 7 февраля по новому стилю. И, исходя из этого, архиерейский собор Русской Церкви 1992 года, а также собор в 2013 году, постановил в ближайший воскресный день после памяти священномученика Владимира отмечать Собор всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. Их прославлено, на сегодняшний момент, около полутора тысяч, но, скорее всего, ещё больше людей, которые не прославлены, но пострадали в годину лютых испытаний, выпавших на долю нашей Церкви и нашего Отечества в 20-30 годы. И вот, отцы Поместного собора, чувствуя, что эти испытания придут, решили установить память святых новомучеников, а ещё также была установлена и память Собора святых земли Русской, которая отмечается в следующую неделю после недели Всех святых. Ведь они осознавали, что только молитвами всех чудотворцев российских от века просиявших и святых новомучеников, наша Церковь и наше Отечество сможет пройти через это огненное горнило испытаний. Само понятие «новые мученики» появилось ещё раньше, в Греческой Церкви были новые мученики - это те христиане, которые пострадали от иноверной власти, после того как Константинополь был захвачен и стал столицей Османской турецкой империи. Греческим христианам по закону давалась какая-то возможность исповедовать свою веру в тех условиях турецкой империи, но ничто не могло уберечь их от фанатизма людей, которые во имя своего бога убивали всех тех, кто не верует так, как они. Но трагическое отличие новомучеников Церкви Русской от тех мучеников и тайных христиан Греческой Церкви в том, что безбожниками и гонителями были не иноверные или язычники, а это люди, которые все были когда-то поголовно крещены в православных храмах, но которые отступили от Бога и от веры. Они истязали священнослужителей, монахов и мирян, разрушали свои собственные святыни, стирали свою собственную историческую, духовную память. Это трагизм нашей истории. Здесь нужно не похваляться числом новомучеников, которое в истории превышает и времена древней Церкви, и все другие известные нам гонения на христианство в мире. И масштаб этих гонений - это как раз повод задуматься об их характере, а также о вине, может быть, не каждого из нас, а в общем, руководства страны, руководства Церкви, иерархии, священнослужителей, мирян в отдельности - почему такая ситуация тогда произошла? Как стало возможно, что Русь Святая оказалась не святой, а, по сути дела, страной гонительницей, безбожницей, антихристовым государством?

Мы веруем, что молитвами святых новомучеников Церковь выжила в те тяжёлые годы, дожила до времени своего освобождения и возрождения, свидетелями которого мы с вами являемся. Как на крови древних мучеников в древнем Риме, так и кровью новомучеников в наши дни, Церковь утверждается и распространяется. И в тоже время, мы с вами должны помнить о том, что гонителями вдруг оказались люди не посторонние, а свои. И если были какие-то ошибки, допущенные в предшествующих поколениях наших православных предков, то мы должны об этом задуматься и не допускать их в своей жизни. И думается, что самым важным здесь является необходимость стремиться к тому, чтобы наша вера была не только нашим наименованием, а нашей жизнью. Мы не должны быть лишь номинальными христианами или даже воскресными христианами, которые только в воскресенье осознают себя таковыми. Мы должны осознавать себя учениками Господа каждый день, то есть жить нашей верой. Она не должна превращаться в традицию, в обряд или просто в какую-то дань нашей исторической памяти. Когда слово Божие, которое мы читаем дома и слышим в Церкви, будет живым содержанием нашей жизни, тогда наша жизнь будет преображаться. Тогда и жизнь Церкви нашей и жизнь нашего народа будет преображаться. Это начинается с каждого из нас, в тайниках нашей души, с нашей верности Богу.

Вспоминая новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы не можем говорить о них, что они были какими-то гигантами духа, какими-то героями. Это были люди зачастую такие, как мы с вами, и почти всегда от них не зависела их судьба. Они попали в эти жернова политических репрессий, в силу своего состояния, принадлежности к Церкви. Это была классовая борьба, как мы помним, уничтожалось не только духовенство, но и офицерство, купечество, аристократия и даже крестьянство, потому что выковывался новый тип человека, который будет в рабстве, в лишениях, строить какое-то мифическое светлое будущее для мифических потомков. И все, кто не соответствовал этому типу, были обречены, если не на высылку, то на уничтожение. Хотели ли они быть мучениками? Вряд ли. Трудно ожидать от человека, чтобы он стремился к смерти, да и это от них не зависело, но Господь призвал их на эту русскую Голгофу, и они стали теми, кем являются - молитвенниками за нас, предстателями и великим нравственным примером для каждого из нас. Примером верности Богу, верности Церкви и послушания Ему даже до смерти. Никто из нас не может похвалиться, что мы стремимся быть мучениками, похвалиться, как апостол Пётр, что мы никогда не оставим Христа во время испытаний, этого и не нужно делать. Господь знает все условия нашей жизни, наши сердца, наши способности. И будем надеяться, что мы никогда не доживём и не повторим участь тех, на кого выпала эта честь быть свидетелями веры до смерти. Но не будем забывать также о том, что наша верность Христу, наше свидетельство, а «мученичество» с греческого переводится именно как «свидетельство о вере», проявляется не только в годину вот этих тяжких испытаний, но для каждого христианина верность Христу появляется каждый день нашей жизни. Это, прежде всего, нравственный выбор – с кем мы? с Богом или же нет? Каждый день мы должны ставить и отвечать нашими делами и поступками на этот вопрос - выбираем ли мы Христа? Верны ли мы Ему? Поступаем ли мы так, как Он нам заповедал, живём ли по слову Его? Или мы живем так, как легче, как все - для себя, забывая о ближних, забывая о Боге? Думается, что если мы начнём, хотя бы с сегодняшнего или с завтрашнего дня задавать себе этот вопрос каждый день и находить ответы в слове Божием, а также воплощать это слово в жизни, то мы будем приближаться к тому идеалу, который видит для каждого из нас Христос - это уподобление Ему, это богосыновство, это исполнение Его заповеди, данной всей Церкви - быть светом для мира, быть солью земли и делами свидетельствовать о том, как совершен Отец наш Небесный. Аминь!