414

26 января 2020 года, в Неделю по Богоявлении, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

За Литургией после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со архипастырским словом: «Сегодня в Неделю по Богоявлении мы слышали в Евангелии о том, что после того, как Иоанн Креститель был взят под стражу, Христос начинает Свою проповедь и начинает ее такими же словами, как и Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Если мы посмотрим на все содержание благовестия Господа Иисуса Христа, то увидим, что Царство Небесное - это основное содержание Его проповеди. Это мы видим в притчах о сеятеле, плевелах, горчичном зерне, богаче, который нашел драгоценную жемчужину, о десяти девах и прочих. Царство Небесное - это основная ценность, которую возвещал Христос во время Своего служения. Это Царство, по Его слову, уготовано тем, кто блажен и чист сердцем, кто нищ духом, кто изгнан правды ради. Иногда слова «блаженный» или «блаженство» из Нагорной проведи Иисуса Христа переводят как «счастливый». Это правильно, но все-таки недостаточно, потому что те люди, о которых говорится, что они блаженны и наследуют Царство Небесное – это нечто большее, чем любое представление о земном счастье. Потому что земное счастье, как мы знаем, недолговечно и его можно разрушить, но блаженство, возвещаемое Спасителем, это нечто большее, это непреходящее, то, в отношении чего самое большое счастье может быть только предчувствием, предвкушением.

Это та радость, о которой говорит Христос, что ее никто у вас не отнимет. Когда Его спрашивали: «Где же Царство, которое Ты возвещаешь?», потому что иудеи жили ожиданием этого Царства, ждали, что это будет век благоденствия, возвращение их царствующей династии из рода царя Давида и покорение всех врагов Израиля к подножию ног его, то Христос им отвечал, что оно уже пришло, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) или по другому возможному переводу: «Царство Божие среди вас». Оно не сопоставимо ни с каким видом человеческого града, ни с какой-либо человеческой цивилизацией. Это то, что не от мира сего, но то, что уже среди нас, потому что оно принесено в этот мир воплотившимся ради нашего спасения Господом Иисусом Христом, утверждено и даровано нам Его смертью и Его воскресением. И мы становимся сопричастниками и наследниками этого Царства через явление Бога в мире, через Боговоплощение, через спасение человеческого естества, через Воскресение и Вознесение. Оно даровано нам, и в тоже самое время мы чаем и ожидаем Его.

С апостольских времен Церковь существует в таком, можно сказать, некотором противоречии, потому что Царство Божие дано, но еще не наступило во всей полноте. Об этом говорит наш Символ Веры: «Паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Но прикосновение к этому Царству мы уже ощущаем в Церкви, в Таинствах. Это именно тот момент, когда мы участвуем в том, что с точки зрения земной истории, было как в событиях страдания, Воскресения и Вознесения Господа, так и в том, чего еще в земной истории не было -  это второе пришествие во славе, а мы его вспоминаем каждую Литургию, говорим о нем, как о данности здесь и сейчас. Мы все каждую Литургию собраны вокруг престола Агнца как наследники этого Царства, которое дается нам в полноте в Причастии Христу. Также оно открывается нам и в совершении добрых дел, в молитве, в доброделании тогда, когда мы как христиане и ученики Господа находим в себе силу побеждать искушение и быть верными Ему, находим в себе силы отвращаться от зла и жить согласно Слову Божию. Именно жизнь по Слову Божию делает нас уже здесь и сейчас гражданами этого Царства, о котором мы и молимся, говоря: «Да приидет Царствие Твое».

Царство Божие не только даровано нам Христом, но и воспринимается нами в нашей жизни. Конечно, никто не говорит, что это очень просто и легко. Путь следования за Христом - это путь тернистый, скорбный, но в тоже самое время христианин не должен отчаиваться, потому что и праздник Богоявления и особенно праздник Воскресения Христова говорит о том, что для Бога не существует преград, которые Он бы не мог разрушить, чтобы спасти не только род человеческий в совокупности, но и каждого из нас в отдельности. Может быть лишь одна преграда – это двери нашего сердца, если мы не открываем их Богу, то Он никогда не разрушит их и не вломится туда насильно. Но в тоже время для каждого человека, который искренне желает быть верным Христу, быть наследником Его Царства, есть надежда – это обетование, о котором говорит нам Новый Завет и Предание Церкви, о котором мы и молимся, не только в словах молитвы Господней, но и, например, в словах молитвы на Литургии Василия Великого: «Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый». Аминь».

Затем было совершено славление перед иконой Богоявления.


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15