368

14 января Церковь чтит память святого Василия Великого - богослова и философа, который много сил и внимания уделил литургическому творчеству, создателя «Литургии Василия Великого» и нынешнего текста «Символа веры». Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

Предлагаем читателям познакомиться с интересной проповедью архимандрита Алипия (Воронова), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, отошедшего ко Господу в 1975 году. Добавим, что жизнь митрополита Новгородского и Старорусского Льва тесно связана с архимандритом Алипием и Псково-Печерским монастырем, где будущий глава митрополии нес различные послушания.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев! Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Православная Церковь отмечает память святителя Василия Великого. Характерно отметить, почему святая Церковь отмечает и прославляет память святых своих.

Мы, не зная, что у человека внутри, часто и большей частью судим по его наружности и видим плохие стороны в человеке, но жизнь духовная сокровенна, это есть жизнь сердца, которую никто не может знать, как только Бог. Поэтому мы, судя о человеке «по одежде», часто можем ошибиться, как ошибались некоторые о душе святителя Василия Великого.

Святитель Василий Великий жил в четвертом веке, в одно время с Иоанном Златоустом. Это были очень ученые мужи того времени, хорошо изучившие науки гражданские и духовные. Эти два великих мужа, столпы Церкви, казалось, были противоположностями.

Святитель Иоанн Златоуст любил бедность, скудость; когда он стал патриархом Константинопольским, то все церковное имущество, всю казну церковную раздал бедным, а сам поселился в тесной убогой келии и жил в большой простоте.

А святитель Василий Великий любил пышность, благолепие. Его митры так блестели, что невозможно было смотреть на них. Они были украшены драгоценными камнями, его архиерейская одежда была из дорогой парчи и также украшена дорогими камнями. 

Святитель Василий любил украшать церковь святыми иконами, до него не было иконостаса. В церкви алтарь был открытым, все было видно, что делал священник в алтаре, только была солея и решетка, отделявшая архиерея Божия от молящихся. Но со времени святителя Василия Великого получил свое начало иконостас, то есть стена, украшенная иконами. 

Были устроены царские врата и завеса, закрывающая их. Христиане стали приносить в храм иконы своего Ангела, Спасителя, Божией Матери и святых. Иконостас и завеса, закрывающая алтарь, были устроены во избежание соблазна со стороны еретиков, богохульников и безбожников, которые, приходя в храм и видя открыто священника, всячески соблазняли верующих, стоящих в храме.

Красивая одежда архиерея Божия есть слава, благолепие Церкви земной, которая есть образ благолепия Церкви Небесной, духовно торжествующей. В человеке должно быть все прекрасно, чисто и внутренне, и наружно. Неприятно смотреть, когда у священника Божия бывает рваная риза или же нет у него виноградного вина и пшеничной муки, чтобы совершать Таинство евхаристии, то есть Таинство причащения.

Святитель Василий Великий умел сочетать в себе и внутреннее, и наружное благолепие. Он имел характер прямой, открытый и говорил, что христианин есть воин Христов, должен всегда бодрствовать в молитве, в трудах, не унывать, не падать духом, должен прямо смотреть в глаза жизни и смерти и быть делами своими светильником язычникам и неверующим людям.

Христос избавил человека от рабства греха и дал свободу. Если он во святом крещении сочетался со Христом, то ему нечего бояться — Христос ему всегда Помощник во всех обстоятельствах жизни, при условии, если он исполнит святые заповеди Христовы. Но святые все свое внимание обращали, главным образом, на украшение своего внутреннего человека.

Во времена святителя Василия Великого жил в пустыне великий святой подвижник Ефрем Сирин. До него дошел слух о святителе Василии Великом. Он оставил пустыню и отправился в Кесарию Каппадокийскую посмотреть такого великого мужа — архиерея Божия. Он пришел в храм, когда служил сам Василий Великий, и когда преподобный Ефрем Сирин увидел его пышные блестящие одежды, то соблазнился и сказал себе: «Какой же это святой, если на нем такие пышные и великолепные одежды?» Но когда святитель Василий Великий вышел, чтобы сказать проповедь, то преподобный Ефрем Сирин видел, как из уст его исходил огонь. Святитель же Василий духом знал, что пришел из пустыни к нему гость, и он посылает своего служителя позвать его к себе, и когда преподобный Ефрем Сирин пришел к нему, то пал на колени перед святителем и просил благословения, так как сам увидел в нем великую благодать Святого Духа в виде огня, исходившего из уст его.

Расскажу еще один случай, который был при жизни святителя Василия Великого. Один юноша очень любил одну девушку и хотел бы жениться на ней, но она твердо решила не выходить замуж, а посвятить свое девство Богу. Юноша не мог с этим смириться и пошел к колдуну, который сказал, что христианам трудно помочь, но если он отречется от Христа, то все можно сделать и девица полюбит его. Колдун устроил этому юноше свидание с князем бесовским — сатаной. Тот сказал ему, что нужно отречься от Христа и Матери Марии и подписать свое отречение кровью, а если этого не сделать, то «вы, христиане, потом начинаете каяться и Христос вас прощает ради молитв Своей Матери». Потому и нужна такая расписка кровью, чтобы нельзя было получить прощения Христа. Юноша согласился дать такую расписку и подписал ее своею кровью; вскоре девушка полюбила его и вышла за него замуж.

Но сатана делает свое дело до конца. Молодой муж стал задумчив, мрачен, ибо когда он добился своей цели, то ему молодая жена скоро надоела. Она заметила это и пошла к священнику, рассказала ему, что ее молодой муж не ходит в церковь, не причащается Святых Христовых Таин и охладел к ней. Этот священник послал ее к святителю Василию Великому, а Василий Великий вызвал к себе ее молодого мужа. Тот рассказал всю истину, как он отрекся от Христа и Матери Божией. Тогда святитель Василий Великий запер его в отдельной комнате, наложил на него и на всю церковь пост на 40 дней. Он, конечно, мог бы исцелить этого юношу и сам своей индивидуальной молитвой, но он большое значение придавал общей церковной молитве, когда стоит только всем миром единым вздохом, будто одной грудью, вздохнуть и Господь слышит и исполняет молитву.

Когда начался сороковой день, то святитель Василий вывел этого юношу из комнаты к народу и просил народ усиленно молиться за него, чтобы отнять расписку у сатаны. Он говорил, что Церковь есть духовное тело, и члены этого тела должны спасать погибающего своего члена, чтобы он снова присоединился к своему телу и стал бы здоров. Сатана в это время черной тучей летал вверху церкви и проклинал Христа, Его Матерь, Василия Великого, и того юношу, и весь народ, но не мог удержать расписки, и она выпала из его рук, а святитель Василий Великий взял ее и сжег.

Святитель Василий Великий оставил нам много духовных трудов: литургию, им составленную, поучения, устав монашеского жития и другое.

Итак, будем молиться святителю Василию Великому, ибо чрез него Господь творит дивные чудеса во славу Его святого имени. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Аминь».

14 января 1962 год.