Епископ Арсений: Младенец в яслях - это лучший образ Божией любви, выше которого может быть только Голгофа

В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

За Литургией после чтения Евангелия иеромонах Григорий (Побожин) огласил Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня на Литургии мы слышали апостольское слово, в котором сказано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5). «Полнота времени» - это важное богословское понятие, потому что спасение мира совершается именно тогда, когда не только иудейский народ, но и весь мир созрел и духовно, и интеллектуально, и культурно. Когда все цивилизованные народы объяла жажда спасения, когда греческие мудрецы уже возвысили представление о Боге настолько, что язычники стали тяготиться многобожием. Когда римский поэт Вергилий говорил за несколько десятилетий до Рождества Христова: «Возраст последний настал, новых великих веков воздвизается сила», - это было ожиданием спасения мира.

Но больше всего, конечно, ожидание спасения было в иудейском народе, который жил пророчествами, одно из которых было дано ещё прародителям, что Семя Жены сотрет главу змия. И пророчество о том, что от Иакова восстанет звезда, о том, что в семени Авраамовом благословлятся все народы, и наконец о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:24). Спасение совершается в замысле Божием не только тогда, когда мир был готов принять Спасителя, парадоксальным образом боговоплощение совершается прикровенно. Средоточие мировой истории совершилось без каких-то громких обстоятельств, в тишине Вифлеемской пещеры Спаситель и Создатель этого мира возле, как младенец, в Вифлеемском хлеву. Если можно представить образ Божией любви, которая никогда не оставляет этот мир и которая все делает ради того, чтобы мир был спасен, то младенец, лежащий в яслях, это лучший образ, выше которого может быть только Голгофа.

Бог умалил Себя, стал одним из нас, родственником для каждого человека, сыновей Адама и Евы для того, чтобы весь род человеческий, как заблудшую овцу, вернуть к Отцу Своему. Апостол Павел говорит, что нам дано усыновление во Христе, и что Бог дал нам Духа Сына Своего, Которым мы можем взывать: «Авва, Отче!». Когда и какие религии провозвещали о том, что Единый Бог, Творец мира может быть нам родным Отцом? Они говорят о покорности богу, либо божествам, либо безликим силам природы, другие учения говорят о том, что сам человек по своей природе божественный и ему не надо искать других богов. Но правду о том, что есть человек, сохранило Откровение - человек создан по образу Божиему. Да, он был божественен, но, разрушив связь с Творцом, он отпал и заблудился в этом мире и не смог бы уже никогда найти дорогу домой к своему Отцу. Но Сам Бог, Который еще в раю взывал к нему: «Адам, где ты?», продолжая этот поиск, явился в этот мир, как беспомощный младенец. И все, что происходит, начиная с Рождества, через Крест, Воскресение и Вознесение Господне - это все тот же глас Божий, обращенный к нам, для того, чтобы спасти каждого из нас: «Адам, где ты?».

Христос стал Новым Адамом, и Он теперь родоначальник нового человечества, всех нас. Это важная мысль у апостола Павла и у других святых Отцов, что как с первым человеком грех вошел в мир и через грех – смерть, то через Христа, Нового Адама, мы усыновляемся Богу и становимся наследниками Царствия Божия. Христос пришел, «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Это очень красноречивый образ для средневекового человека, это значит купить раба и сделать его своим сыном. Христос искупил всех, как бы невольничий рынок опустел и Господь объявил всех Своими сыновьями и дочерями. Также во Христе человечеству дан ответ на вечные вопрошания: «Где есть истина?», «Где справедливость?», «Где любовь?», «Где красота?». Человеческий дух мечется в поиске этого, и если мы можем где-либо это найти, то только во Христе. Отныне Бог имеет человеческий образ для того, чтобы каждый из нас снова стал образом Божиим, снова стал возлюбленным чадом Божиим и наследником Царствия Божия».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.