Епископ Арсений совершил Литургию в день памяти святителя Феоктиста

5 января 2020 года, в Неделю святых отец и день памяти святителя Феоктиста, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

За Литургией после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «В этот день, 23-го декабря по старому стилю, Церковь совершает память святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, мощи которого прибывают в нашей обители. Святитель известен, прежде всего, своим подвижническим житием, когда он был игуменом Аркажского Благовещенского монастыря, недалеко от Юрьева. Оттуда он в 1299 году был избран на кафедру святителей Новгородских, и спустя год был рукоположен митрополитом Киевским. На протяжении 7 лет он управлял своей новгородской паствой, будучи добрым пастырем, домостроителем, праведником и молитвенником за свою Церковь. Последние 3 года своей жизни он провел на покое, точнее в затворе, в аскетических трудах в своем монастыре, где и был погребен после кончины в 1310 году. Вскоре он был прославлен в лике святых, и место первичного пребывания его святых мощей мы можем видеть в церкви Благовещения в Аркажах. Этот монастырь, в числе прочих, был упразднен в екатерининское время, и тогда в конце XVIII века мощи были перенесены в Свято-Юрьев монастырь и пребывали под спудом в церкви святого Георгия.

Как мы знаем из нашей истории, XX век был очень бурным: сначала революция, потом разруха и связанная с ней война, послевоенная разруха. Все эти бури проносились и над Юрьевской обителью. На время открытия монастыря, в начале 90-х годов, ни у кого не было точной информации, а была только надежда, что мощи остались на своем месте, там, где они были в Георгиевском соборе под спудом. Наши прихожане помнят, как 4 года назад благодаря находке археологов эти святые останки были обретены на том же месте, где сейчас находится надгробная плита, и перенесены в 2015 году сюда, в Спасский храм. Промыслом Божиим на протяжении вот уже нескольких столетий святитель Феоктист своими мощами пребывает здесь, будучи духом у престола Божия, и может молиться о нас как наш пастырь, чудотворец и податель исцелений, что и было одним из главных условий его прославления - многочисленные исцеления, которые сохранили исторические документы. Мы можем обращаться к нему сегодня за благодатной помощью в нашей жизни и просить исцеления в наших немощах духовных и телесных.

Сегодняшний день называется «Неделей святых отец» — это последнее воскресенье перед Рождеством Христовым. Евангельское чтение, которое мы слышали, это самое начало Евангелия от Матфея и, по сути, самое начало Нового Завета, книга родства Иисуса Христа, то есть родословная Иисуса Христа. Сразу для читателя открывается целый перечень имен, большей частью незнакомый нам из ветхозаветной истории, но из чтения Священного Писания мы знаем таких патриархов и пророков, как Авраам и Давид. И можем задаться вопросом: что же этот перечень значит? Прежде всего, чтобы понять почему в Евангелии присутствует этот длинный список имен, надо помнить, что для ветхозаветного, иудейского сознания именно родословные были зримым и материальным доказательством принадлежности к народу Божиему, а это было очень важно. Кто не мог подтвердить свое родословие, тот автоматически исключался из избранного народа и лишался всех Божиих обетований и благословений. В Ветхом Завете есть целые книги, которые называются «Летописи» (Паралипоменон), которые содержат списки старейшин израильских имен.

Но здесь важно не только это, хотя евангелист Матфей писал свое Евангелие, прежде всего, для иудеев, а важно для всех христиан то, что Бог вошел в историю не только одного народа, а всего человечества. Даже в этом родословии мы видим, как уже разрушается преграда между, так сказать, избранным народом и всем человечеством. Потому что там содержатся женские имена, что вообще нетипично было для еврейских родословий, ведь родство считалось только по мужской линии. Там содержатся имена не только святых, но и грешников, имена не только членов народа Божия, но и иноплеменников, как Руфь моавитянка. Поэтому в самом родословии Иисуса Христа мы можем видеть, как уже стираются барьеры между мужским и женским, между иудеями и язычниками, между святыми и грешниками, потому что Господь приходит не ради святых, не ради праведных, а ради грешников, ради всего мира, ради всего Адама, ради всего человечества. Этот длинный перечень имен должен сегодня звучать для нас как первое благовестие Рождества, как благовестие о том чуде, ради которого и существовала вся ветхозаветная история, ради которого и создан мир. Ради того, чтобы Бог сделал каждого из нас причастным Самому Себе, собрал нас, изгнанников, сыновей Адама и Евы, открыл дорогу туда, куда мы уже не могли бы войти, и вернул нас к Своему Отцу».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.