Епископ Арсений: Бог не с теми, кто враждует и хранит обиды, Он с теми, кто прощает и откликается на человеческую нужду

1 декабря 2019 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Сергий (Шардаков).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня первое воскресенье в цикле Рождественского поста, на поприще которого мы вступили, чтобы достойно подготовиться и всей Церковью встретить светлый праздник Рождества Христова. Когда мы говорим о праздниках и постных днях, то должны понимать, что они установлены Церковью для того, чтобы направить нас, напомнить что-то важное, разбудить от спячки, в которой мы, по естественной немощи, можем пребывать, встряхнуть нас и указать истинный путь. Так, например, к Великому Посту мы готовимся несколько воскресений, последнее из которых - Прощеное воскресенье - когда мы испрашиваем друг у друга прощения. Подготовившись духовно, мы начинаем постное поприще для того, чтобы встретить светлый праздник Христова Воскресения.

В начале Рождественского поста мы должны задаться вопросом о том, что такое пост. Нужно сразу определить для себя, что пост - это, прежде всего, не воздержание от какой-то пищи, но воздержание от страстей и греха. Сегодняшнее апостольское чтение говорит о пришествии Христа, и эти слова звучат уместно в начале Рождественского поста: «Ибо Он (То есть Христос. – Прим. Авт.) есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:14-16). Христос называется нашим миром, Который должен примирить нас с Богом и из двух создать одно.

Не совсем понятно вне контекста, что значит «из двух». По мысли Послания, здесь говорится об иудейском и языческом народах, потому что в глазах иудеев было главное разделение всего человечества: они, то есть избранный народ, который сохранил истинную веру, и весь остальной мир – язычники. Это была стена и социальная, и религиозная, важнейшим символом которой был Иерусалимский храм, куда язычникам нельзя было попасть под страхом смерти. Был специальный двор, где они еще могли находиться, но в сам храм им было невозможно войти. Апостол говорит о том, что Христос разрушил эту вражду, что Он из двух, то есть из иудеев и язычников, создал один народ, одного нового человека, и имя этому народу – Церковь, то есть все мы. Христос уничтожает вражду не только между иудеями и язычниками, Он разрушает преграду между человечеством и Богом в Себе Самом, «упразднив вражду Плотию Своею <…> посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2: 15,16). Христом упраздняется наша вражда с Богом, Христом мы примиряемся с Богом, а Он Христос есть наш Примиритель.

В книге Бытия есть рассказ о том, как на одре смерти Патриарх Иаков дает каждому из своих 12 сыновей, родоначальников будущего израильского народа, благословение и пророчества. Когда он благословляет Иуду, родоначальника иудеев, то говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Это одно из христианских мест в Ветхом Завете, одно из пророчеств, наряду с Исаией: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Но нам важно, что здесь Христос назван Примирителем, а у апостола Павла, Он называется «нашим миром». Он примиряет нас с Богом, поэтому Он - наш мир. И дальше: «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:17-22).

Когда писались эти слова, Иерусалимский храм, символ разделения человечества на избранный народ и на всех остальных, еще существовал, но спустя несколько лет, в 70-ом году I века, он был разрушен римлянами. Однако духовно он потерял свое значение, начиная с Голгофы, потому что Христос упраздняет разделение не только между Богом и человеком, но и внутри человечества. Хотя в современном мире эти барьеры существуют и каждый народ думает, что он самый лучший, и эти вполне земные представления проникают в Церковь, создавая новые разделения и проблемы, о которых мы слышим и сейчас в православном мире, необходимо помнить, что все разделения уже упразднены Христом. Наша греховность заключается в том, что мы воздвигаем новые границы и новые стены. Каждого из нас в отдельности и каждый народ в целом Бог любит совершенно одинаково. За каждого из нас Христос был распят на Голгофе для того, чтобы Своей кровью упразднить всякую вражду между Богом и человеком.

Вот о чем нам необходимо помнить не только в начале Рождественского поста, но и каждый день нашей христианской жизни. Всякая вражда не от Бога, Бог не с теми, кто враждует, кто вносит разделения и непримиримость, кто хранит обиды и не прощает. Наоборот, Он с теми, кто откликается на человеческую нужду и страдание, кто старается жить в мире с Ним и с людьми. Бог не среди тех, кто обижает, а среди страдальцев, среди гонимых. Если мы говорим о каждом из нас, Бог посещает нас в лице тех людей, которые нуждаются в нас, в нашем сострадании, в нашем участии и любви. И, наоборот, если мы нуждаемся сострадании, в участии и любви, то Бог посещает нас в лице людей, которые приносят нам утешение и радость. Это призвание каждого христианина, потому что, когда мы будем стараться упразднять средостения между собой, между человеком и человеком и стараться откликаться на человеческое страдание, боль и нужду - это будет делать нас живым присутствием Христа в мире, в Церкви в полном и абсолютном смысле слова - Телом Христовым, которое является орудием Его любви в этом мире».


Его Преосвященству сослужили иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря и всех молящихся в храме под управлением регента Ольги Вересовой.