Архиереи митрополии совершили Литургию в день памяти святого праведного Иакова Боровичского

5 ноября 2019 года митрополит Лев и епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершили Божественную литургию в церкви Иакова Боровичского Свято-Духова Иаковлева мужского монастыря города Боровичи. В этот день празднуется перенесение мощей святого в Свято-Духов монастырь.

После Литургии было совершено славление перед иконой святого праведного Иакова Боровичского.

Владыкам сослужило духовенство Боровичской епархии и духовенство Новгородской епархии в лице наместника Антониево-Леохновского монастыря архимандрита Митрофана (Письменского) и штатного клирика Софийского собора иерея Николая Полозова.

Богослужение сопровождалось пением хора Свято-Духова монастыря под управлением регента Ольги Семеновой.

Как рассказано в статье из «Богословской энциклопедии» (1910 год), размещенной на сайте Свято-Духова монастыря, о том, где, когда жил и скончался блаженный Иаков ничего определенно неизвестно. Полагают, что происходил он из простых поселян, занимавшихся судоходством по реке Мсте; умер в молодых годах. Местное предание еще говорит, что блаженный Иаков принял юродство Христа ради (поэтому в чине «блаженных») и был убит громом. На иконах святой Иаков изображается в виде отрока со сложенными крестообразно на груди руками и с опоясанием на чреслах: «подобием млад, наг, препоясан платом», сказано в иконописном подлиннике (Филимонов, 178).

Прославление блаженного Иакова началось при исключительных обстоятельствах. Поселяне, жившие на берегу реки Мсты, на месте нынешняго города Боровичи (уездный город Новгородской губернии), во вторник на Пасхе были свидетелями необычного зрелища. По быстрой реке против течения плыла большая льдина, на которой в полуразрушенной колоде лежало едва прикрытое тело неизвестного отрока. Три раза «простые» жители того места отталкивали льдину от берега, отводя ее далеко вниз по течении и три раза она возвращалась на прежнее место. В то же время святой праведник «учал являться в сновидении старым людям многим», открывая им, что он христианин и нарицается Иаков в честь брата Господня.

Поняли после этого жители Боровичей, что не простой утопленник приплыл к ним, и с честию положили гроб с останками святого в тут же устроенную на берегу часовню. Это явление мощей святого Иакова последовало значительно раньше 1544 года (в этом году ссылались на свидетельство дедов и прадедов); быть может, именно в 1452 году 11 апреля, как значится на раке мощей святого Иакова в Боровичском Свято-Духовом монастыре (непонятно, почему пр. Филарет годом явления считает 1540 год: Русские святые, октябрь 23-го). После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе святого Иакова, особою комиссией, назначенной Новгородским архиепископом Феодосием были засвидетельствованы мощи и чудеса праведного Иакова, о чем составлен был акт от 2-го июля 1544 года.

Вслед за этим, с благословения всероссийского митрополита Макария, по распоряжению архиепископа Феодосия (сохранилась его грамота от 6 октября 1544 года), нарочито посланными из Новгорода лицами, во главе с игуменом Антониева монастыря Константином, торжественно совершено было, при участии местного духовенства и большом стечении народа, перенесение мощей праведного Иакова из часовни в церковь Святого Духа, при которой потом устроился монастырь. Торжество перенесения совершено было 23-го октября по старому стилю (5 ноября – по новому стилю) 1544 года. Кажется, это еще не было в собственном смысле церковной канонизацией святого Иакова.

Архиепископ Феодосий в своей грамоте предписывает воздавать святому Иакову только «почитание» и служить ежегодно в день перенесения мощей панихиду. На соборах о новых чудотворцах 1547 и 1549 годов святого Иакова нет ни в числе общецерковных, ни в числе местных святых. Отсутствие канонизации, при видимом сочувствии церковной власти «почитанию святого Иакова, проф. Е.Е. Голубинский объясняет полным отсутствием сведений о его жизни (История канонизации святых: 2-ое изд., стр. 89). Тем не менее местное «почитание» святого Иакова еще усилилось с торжественным перенесением его мощей. Канонизация праведного Иакова, надобно думать, последовала недолго спустя после 1544 года, и, быть может, совершилась именно около 1572 года, в каковом году, по повелению новгородского архиепископа Леонида, особая комиссия вновь производила дознание о чудесах святого Иакова (Истор. канон, св., стр. 113-114).

Около этого времени написан канон святому Иакову неким Иваном (Опис. слав. рук. Син. библ. Т. 3, стр. 131), а также построена в честь его церковь в Боровичском Свято-Духовом монастыре (Описание боров. Св.-Дух. м-ря, 2-е изд., СПб. 1889, стр. 34). В 1654 году 23 февраля мощи святого Иакова, по повелению патриарха Никона, перенесены были в основанный им на Валдайском озере Иверский монастырь, где они находятся и доселе. В Боровичском Свято-Духовом монастыре сохраняется только часть (ребро) мощей святого Иакова. Оно находится в соборе Сошествия Святаго Духа.

Как рассказал сайту епархии наместник Валдайского Иверского монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев), по преданию, около 1930 года верующие спрятали мощи святого Иакова в монастыре под спудом, чтобы уберечь от поругания. Точное местонахождение их пока неизвестно.

Общецерковная память Иакова Боровичского - 23 октября (5 ноября). Местное торжество в боровичском монастыре совершается еще во вторник на Светлой неделе в память приплытия святых мощей, а в Иверском монастыре - 22 мая.