461

30 октября 2019 года в Центре реставрации монументальной живописи (Антоново, Западный корпус) прошли очередные заседания научной конференции «Антоний Римлянин и его время».

Напомним, что научный форум проводится Новгородским музеем-заповедником, Государственным Русским музеем, Государственным институтом искусствознания, Санкт-Петербургской Духовной Академией и Новгородской митрополией в рамках проекта, посвященного 900-летию Собора Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря (1117 – 1119 гг).

Сегодня исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Пизы (Италия) обсуждали вопросы, касающиеся стиля фресок и декоративной росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. В частности, было отмечено, что роспись собора имеет единую стилистику и своеобразный интернациональный характер, который отличает собор Рождества от других храмов Великого Новгорода. Это касается орнамента стенописи, который называется шрифтовый орнамент или куфический декор, выполненого на основе арабских букв куфического алфавита.

Куфический алфавит – самый древний из арабских алфавитов, так как его использовали на заре появления ислама для записи первых копий Корана. В соборе Рождества Богородицы буквы этого алфавита были преобразованы в настенный орнамент и обрамлены растительностью (виноградной лозой). Такой прием применялся в архитектурном декоре мусульманских храмов. Для ученых остается загадкой, каким именно образом он оказался в стенописи новгородского храма. Подобного декора не было найдено не только в Великом Новгороде, но и во всей России.

На Руси куфический алфавит применялся изредка на фресках как элемент украшения одежды, однако нигде не было найдено его самостоятельного применения в качестве декора. Ученые предполагают, что этот орнамент изначально проник с Востока на Запад, а уже оттуда – на Русь. На Западе он был распространен в XI – XIII веках в раннеготических и романских памятниках архитектуры.

В соборе Рождества Богородицы данный орнамент вместе с завесой отделял алтарную часть храма от общего пространства и предположительно отождествлялся с ветхозаветными письменами. Ученые предполагают, что, вероятнее всего, авторство этого замысла принадлежит самому основателю и настоятелю монастыря, прп. Антонию Римлянину, что свидетельствует о его иноземном происхождении.

Добавим, что завтра пройдет последний день конференции. Заседания начнутся в Центре реставрации монументальной живописи в 10.00. Ознакомиться с программой можно здесь.