508

17 сентября 2019 года, в день престольного праздника церкви Божией Матери «Неопалимая Купина» на улице Псковской Великого Новгорода, епископ Арсений совершил в храме Божественную литургию и молебен перед иконой Божией Матери. За богослужением молились сотрудники Главного управления МЧС России по Новгородской области.

После богослужения владыка поздравил сотрудников МЧС с праздником иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», память которой они особо почитают, и обратился к собравшимся со словами проповеди: «Название иконы «Неопалимая Купина», означающее несгорающий куст, возводит наш ум к временам библейской древности. В Священной истории Ветхого Завета описывается одно из проявлений Божиих в этом мире, когда Он обратился к пророку Моисею из объятого пламенем, но несгорающего, куста терновника. Это и была Неопалимая Купина, и это было начало истории исхода избранного народа из земли египетской. В этот момент будущий пророк, боговидец и вождь израильского народа Моисей получает от Бога повеление идти в Египет и вывести Его народ из дома рабства. Об этих событиях рассказывает нам книга Исход.  

Но Ветхий Завет наполнен не только повествованиями о событиях, когда Господь Своей державной рукой проявлял знамения и чудеса, утверждая веру, готовя народ, который Он избрал, а через него и все человечество, к пришествию Христа Спасителя. В нем также содержится множество пророческих высказываний о пришествии Христа. Как например, пророчество Исаии, сказанное примерно за девять веков до Рождества Христова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Также встречаем и множество лиц, явлений или событий, которые, по мнению святых отцов, являются прообразами пришествия в мир Спасителя. Одним из таких прообразов Нового Завета и является Купина, которую видел Моисей на Синайской горе. В свете святоотеческого толкования, куст, объятый пламенем и несгорающий, был прообразом воплощения Христа, когда Он воплотился от Матери Своей, восприняв от Нее человеческую природу и не опалив Ее огнем Божества.

Поэтому сейчас мы называем «Неопалимой купиной» Саму Пречистую Деву, Которую сегодня прославляем и почитаем память Ее иконы. Часто перед этой иконой возносят молитвы, чтобы Пречистая Дева уберегла нас от пожаров, как сказано в молитвах это дня, от огненного запаления и молниеносного грома. Но самое важное, мы должны помнить, что наши молитвы должны быть о том, чтобы Она уберегла нас от запаления страстей, греха, нечистоты. И еще, что важно, не только Пречистая Дева, но Она в особом, исключительном смысле, стала Неопалимой купиной, храмом Божиим, дав плоть Сыну Божиему, воплотившемуся ради нашего спасения, но апостол Павел называет всех христиан храмами Духа Святого. В начале II века священномученик Игнатий Богоносец говорил обо всех христианах, что они Богоносцы и Христоносцы. То есть мы все носим в себе Христа, мы все являемся Его храмами, в особом смысле слова. Через крещение мы становимся членами Церкви, в Таинствах нам подается все потребное для нашего спасения, особенно в Таинстве Причастия. В нем мы соединяемся с Богом, принимаем Его в свое сердце, в свое тело, снова и снова становясь храмами Христовыми. Мы молимся о том, чтобы, как Пречистая Дева не опалилась огнем Божества, так и это наше Причастие Христу было неопальным для нас, но, чтобы Он попалил наши грехи, страсти и немощи, чтобы этот огонь Божества, с которым мы соединяемся в Церкви, преобразил нашу природу, наше существо, сделал нас достойными вечного Царства, сделал каждого из нас Неопалимой купиной, которая способна принять в себя Бога и быть с Ним вечно в этой жизни и в будущем веке».


Его Преосвященству сослужили благочинный  Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев, настоятель храма св. мч. Феодора Стратилата, протоиерей Сергий Золотарев и штатный клирик храма св. мч. Феодора Стратилата, иерей Роман Пушкарев.