Епископ Арсений: В единстве с воскресшим Христом мы получаем возможность обновить свою природу уже в этой жизни

15 августа 2019 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня мы слышали евангельский отрывок, в котором Господь рассказывает притчу о злых виноградарях: «У одного богатого человека был виноградник, и он отдал его в наем работникам, которые по договору обещали ему отдавать плоды этого виноградника. Когда пришло время плодов, господин посылает своих слуг, но каждый раз их то избивают, то оставляют ни с чем и даже убивают. Под конец господин виноградника послал к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего» (Мф. 21:37), но виноградари, увидев сына сказали: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:38). На вопрос, как поступит господин виноградника с этими злыми делателями, слушающие Христа ответили: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» (Мф. 21:41). На это Христос сказал: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).

Эта притча кажется какой-то отвлеченной, если мы не рассматриваем ее в контексте евангельского повествования. Рассказана она была в беседе Христа с учителями и законниками, которые незадолго до этого подошли к Нему и стали спрашивать, какой властью Он учит, прогоняет торговцев из храма, и кто дал Ему эту власть. Спаситель сначала задал им вопрос об Иоанне Крестителе: «Какой властью он это делал?». Когда же они не смогли ничего сказать, потому что сами не верили в Иоанна, но боялись народа, то Спаситель рассказал им данную притчу. Духовные руководители израильского народа поняли, что эта притча о них. Господин виноградника - это Господь, сам виноградник - это библейский образ, так назывался народ Божий, израильский народ. Этот образ и сейчас употребляется, когда мы называем народ Божий, то есть Церковь, виноградником. В одной из молитв Литургии говорится: «Призри с небесе и виждь и посети виноград сей», - это молитва о Церкви. Итак, злые делатели - это духовные руководители израильского народа, которые не воздавали Богу плодов. Давно уже не было никаких плодов, и Господь все посылал к ним пророков, праведников, которых изгоняли, убивали за слова покаяния, за обличение Израиля в идолопоклонстве и других грехах. В конце концов, Господь посылает Сына Своего, а эти злые делатели, увидев в Нем наследника, убивают его.

Первое, что обращает на себя внимание в этой притче, что Сам Господь напрямую говорит, что Он - возлюбленный Сын Божий, Который пришел после всех пророков, и Он предсказывает Свою кончину за грехи мира. То, что имел в виду Христос, поняли и те, к кому Он обращал эту притчу, то есть книжники и фарисеи. Еще больше они озлобились, потому что Христос, объявляет Себя Сыном Божиим, и они, как говорит дальше евангелист Матфей «старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Мф. 21:46). Действительно, самый главный и первый смысл этой притчи - это трагедия израильского народа, некогда избранного Богом, но не принесшего плоды, вместо этого они вознесли на крест Сына Божьего. Эта притча снова и снова читается за богослужением, и уже не в обличение израильского народа, довольно для них тех обличений, которые говорил Господь, сегодня эта притча обращена к нам с вами. Почему ее возглашает Церковь? Чтобы каждый из нас сделал выводы для себя. Прежде всего, нам следует иметь в виду, что и мы можем уподобиться тем людям, которые не приносят плоды Богу. 

В Новом Завете виноградник - это Церковь, и предостережение этой притчи, прежде всего, обращено к духовным наставникам, священнослужителям, архипастырям и пастырям, которые не должны господствовать над наследием Божиим, по выражению апостола Петра, но быть верными слугами, которые приносят плод для Бога. Служение священнослужителей заключается не в том, чтобы завладеть наследством Божиим, не в том, чтобы привязать народ Божий к себе, к личности того или иного священника или старца, а в том, чтобы привести людей ко Христу. Об этом никто из нас, священнослужителей, никогда не должен забывать. Ведь Церковь - это место встречи человека с Богом, где люди духовно обновляются и возрождаются. Это не политическая организация, не музей древности и не бюро ритуальных услуг. Иногда те, кто перешагивает порог храма, ищут чего-то другого, но не Христа. Иногда они думают найти в Православной Церкви созвучие своим политическим взглядам, часто диаметрально противоположным мысли Церкви, но все равно оправдывают их каким-то образом Православием. Иные относятся к Церкви как к этнографическому музею, в котором все мертво и все имеет ценность лишь в силу древности, но не имеет никакой жизни. Наконец, большинство разделяющих какие-то неправильные представления о Церкви, это люди, которые были всегда, с первобытных времен, обращающиеся к Богу или к богам за благословением, чтобы была удача на охоте, было богатство, здоровье, хорошая семейная жизнь. 

Но Церковь существует не для этого, в ней открывается для нас нечто большее. В единстве с воскресшим Христом мы уже здесь получаем возможность обновить свою природу. Именно в Церкви начинается преображение мира, начиная с хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христовой, а потом через Причастие - нашим телом и кровью. Так уже начинается преображение всего творения, которое должно завершиться тем моментом, когда по слову апостола Павла, «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). То есть вся природа должна стать храмом Божиим, все мироздание будет Церковью, но начало происходит именно здесь. И мы все призваны в этом участвовать через богослужения, молитву, Таинства и, главное, через нашу жизнь по вере, через то, как мы живем, исполняя заповеди Божии, преображая свое сердце, преображая словом Божиим мир вокруг себя. Вот это самое важное, это то, что имеет отношение уже ко всем. Какие плоды мы с вами приносим Богу, не оказываемся ли мы вне части виноградника, бесплодными ветвями, которые не приносят никакого плода? Или же мы виноградник Божий и приносим Богу плоды? Что это за плоды? Вспомним слова апостола Павла: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), - это те плоды, которые Христос ожидает от всех нас, от Своего виноградника. Наши сегодняшние молитвы должны быть о том, чтобы Господь умудрил и укрепил нас как добрых делателей виноградника Христова, тех, кто приносит и будут приносить Ему плоды в служении ближним, милосердии, сострадании, любви, во всех христианских добродетелях, наконец, в преображении своего сердца, в причастии Христу, те плоды, которые Господь ожидает от нас и которые мы как Церковь можем и должны Ему принести, по евангельскому слову, в тридцать и шестьдесят, и во сто крат».


Его Преосвященству сослужил иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.