Епископ Арсений: Преображение Господне напоминает нам, что мы должны преображать свои сердца и мир вокруг себя

19 августа 2019 года, в праздник Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию в церкви Спаса Преображения на Нередице (1198 г.). После Причастия был совершен крестный ход, а также заупокойная лития и славление с молитвой на освящение плодов.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «В основе праздника Преображения лежит событие, описанное в Евангелии, и было оно незадолго до Крестной смерти и Воскресения Господа. Евангелисты Матфей, Марк и Лука повествуют, что Спаситель, взяв ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна взошел с ними на гору помолиться. Ученики, утомленные восхождением, уснули, но, когда внезапно пробудились, то увидели, что реальность вокруг них изменилась до неузнаваемости. Их Учитель, Которого они видели каждый день, преобразился настолько, что им дано было увидеть божественный свет и вид Господа неба и земли в этом свете. От состояния радости и покоя, того состояния, которое человек испытывает в Божием присутствии, они не нашли ничего лучше, чем сказать устами Петра: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Может быть, это единственный настоящий ответ, который возможен в присутствии Божием.

Но им открылась не только слава Божиего Царства, они увидели фигуры древних пророков Моисея и Илии, которые беседовали со Спасителем о предстоящих страданиях, смерти и Воскресении. Потом апостолы услышали глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5). Евангельское повествование, а также икона праздника очень красноречиво показывают нам это событие. Пророки Моисей и Илия, апостолы Петр, Иаков и Иоанн - это олицетворение небесной и земной Церкви, Ветхого и Нового Завета, это ясное указания на то, что вся история в конечном итоге сводится ко Христу. Он - смысл и чаяние всех лучших сердец Ветхого Завета, Он - осуществление, крепость и утверждение апостолов и всех последующих христиан в Церкви Нового Завета. Он - воплощенная любовь, причина и конечная цель всего сущего, явившийся в этом мире ради жизни мира, ради жизни каждого из нас. Когда мы празднуем Господские праздники, особенно Рождество Христово, Пасху и, как сегодня, Преображение, мы всегда должны помнить, что эти события происходили для нас, для нашего соединения с Богом, для нашего преображения и, в конечном итоге, воскресения.

Для этого Господь и основал Свою Церковь, для этого и дал нам Свое слово, Свои заповеди и сказал нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Его присутствием живет Церковь, Его присутствием мы все существуем как православные христиане. Это присутствие, преображающее нашу жизнь и наши сердца, мы ощущаем в Таинствах, в молитве, в добре, в совершении дел милосердия. Апостол Петр в своем послании, которое читалось сегодня на Литургии, вспоминает об этом событии: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:17–19).

Эти слова напрямую относятся к данному событию, потому что Преображение Спасителя явилось для Его учеников знаком, укрепляющим, обнадеживающим, поддерживающим, потому что спустя несколько дней им предстояли трудные испытания. Об этом мы поем в церковном песнопении: «Да егда Тя узpят pаспинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же пpоповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Наверное, с той страшной ночи, когда Христос был взят в Гефсимании, и до утра Воскресения, ближайших учеников, будущих столпов Церкви, могла поддерживать только память об этом необычайном событии на горе Фавор. Это же событие должно быть постоянно, в качестве пророческого слова, в наших сердцах, поддерживая нас в испытаниях, напастях, скорбях, ненависти, злобе мира сего, с которыми мы сталкиваемся. Это пророчество и заповедь для нас, что мы должны преображать с помощью Господа свою жизнь, свои сердца, свои семьи, людей, которые окружают нас, мир вокруг нас. Но также это пророчество о конечном Преображении всего, о конечной победе Бога, о торжестве Царствия Божиего в этом мире. Пусть оно укрепляет нас в верности Христу, служении правде, в делании добра, будем всегда помнить Его вселяющие надежду и силу слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)».