Епископ Арсений: Главный смысл почитания святых – это подражание их жизни и вере

16 августа 2019 года, в день памяти прп. Антония Римлянина, основателя Антониева монастыря в Великом Новгороде (XIIвек), епископ Арсений совершил Божественную литургию и молебен в новгородском соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря.

После богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди, в которой рассказал о житии прп. Антония и истории возникновения Антониева монастыря с древним собором Рождества Богородицы: «По происхождению прп. Антоний был из Рима, но Божиим промыслом, оставив свое Отечество, он достиг Великого Новгорода и здесь при святителе Никите получил благословение основать монастырь. Так как он прибыл незадолго до праздника Рождества Богородицы, то и основал монастырь в честь Рождества Божией Матери. Спустя много лет рыбаками в водах Волхова были найдены бочки с золотом и драгоценностями. Прп. Антоний указал, что это его наследство, которое он когда-то бросил в воду. На данные средства святой построил каменный собор Рождества Богородицы. Это было в 1117 году, а в 1119, ровно 900 лет назад, собор был освящен и вскоре расписан. Прп. Антоний скончался спустя 10 лет, будучи уже игуменом основанного им монастыря. Благословив своим преемником инока Андрея, который стал новым игуменом и первоначальным летописцем жития прп. Антония. Местное почитание прп. Антония началось сразу после его смерти, а общерусское - в XVI веке, когда были обретены его нетленные мощи.

В житиях преподобных и святых, которые мы читаем, нас часто многое поражает: необычайные знамения, особая власть над силами природы и т.д. К примеру, в житии прп. Антония описано его необычное путешествие на камне по водам. В житиях других святых мы встречаем разное проявление господства над стихиями, животными, силами природы. Это является знаком того, что человек, ведущий святую жизнь, исполняющий заповеди Божии, и, на языке Священного Писания, «ходящий под Богом», постепенно возвращается к состоянию первозданного Адама, которому Господь и подчинил этот мир, землю с тем, чтобы они стали Эдемским садом, то есть Раем. Но не это должно нас поражать, а то, что святые, а именно преподобные, уподобились Христу – Новому Адаму. Именно в этом для нас заключается самое важное. Путь святых – это уподобление Христу.

Это путь, который Церковь предлагает каждому из нас, тем, кто надел на себя крест после крещения и объявил себя православным христианином, последователем и учеником Господа нашего Иисуса Христа. Святость, то что считалось нормой для первых учеников и ранних христиан, постепенно в нашем обыденном представлении приобрела черты какого-то недостижимого идеала, к которому и стремиться-то не стоит, потому что мы никогда его не достигнем, и мы своим обыденным благочестием абстрагируемся от святых: есть мы и есть святые, к которым мы обращаемся со своими просьбами, нуждами, по делу и без дела, забывая, что самый главный и первоначальный смысл почитания святых – это подражание их жизни и вере. Об этом сказано в послании апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Пути святости различны и уникальны у всех святых. Так же уникальны и неповторимы наши отношения с Богом, наши духовные пути. Путь к святости заключается в том, чтобы мы были теми, кем должны быть - Церковью, избранным народом Божиим. В этом избранничестве и заключался первоначальный смысл слова святость, что значит выбранные, отделенные. Как когда-то ветхий Израиль, выбранный из среды языческих народов, с которым Господь заключил Завет, назывался народом святым в силу этой избранности, точно так же и Церковь, как Новый Израиль, в силу своей избранности Господом Иисусом Христом, называется святой. Это значит, что мы должны жить по слову Христа, исполняя Его заповеди, памятуя и о нашем крещении, о том, как мы обещали быть верными Христу в своей жизни и отрицаться от диавола, всякого рода зла.

Особенно наша избранность должна заключаться в исполнении заповеди любви, без которой вообще невозможно называться учеником Христовым. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Именно эти слова Христа каждый день должны быть перед нашими мысленными очами. Заповедь о любви должна исполняться через заботу о ближних, о всех созданиях, которые окружают нас, о людях, которые нуждаются в нашей помощи, сострадании, поддержке и молитве. В каждом обстоятельстве нашей жизни, если будем руководствоваться словами Божиими «Любите друг друга», мы найдем точный и единственный способ действия, способ отношения и к людям, и к Богу. Именно это путь святых и преподобных, путь уподобления Самому Христу, ведь Он сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Пусть Сам Господь, воплотившаяся Любовь, будет всегда нашим игом благим, и мы будем вдохновляться Его вечным примером, учится смирению, любви, преданности Богу, какой прославились все святые, особенно прп. Антоний, память которого мы сегодня совершаем».