Епископ Арсений: Мы должны видеть зло не в ближних, а в своем сердце и бескомпромиссно с ним бороться

2 августа 2019 года, в день памяти пророка Илии, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Ильинском соборе города Сольцы.

После Литургии был совершен крестный ход и славление перед иконой святого пророка. Затем владыка обратился к верующим со словами проповеди, в которой поздравил верующих с престольным праздником одного из величайших святых древности и одного из самых почитаемых святых в Православной Церкви - пророка Божия Илии: «Наряду с многими святыми, такими как святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский, имя этого пророка близко каждому православному человеку. Недаром первый храм на Руси (до ее Крещения), согласно летописи, был воздвигнут около 944 года в Киеве и посвящен именно пророку Илии.

Однако наше почитание пророка зачастую смешивается с какими-то суеверными представлениями о нем как о повелителе молнии, о том, кто охлаждает воду после его дня памяти. На самом деле эти полуязыческие представления затемняют наше представление о настоящем святом, который жил почти три тысячи лет назад и который своим подвигом, верой, ревностью утвердил в то время в Израиле веру в истинного Бога. Это было при нечестивом царе Ахаве в IX веке до Рождества Христова. Под влиянием его жены-язычницы в Израиле стал повсеместно насаждаться культ бога Ваала. А служителей истинного Бога казнили либо разгоняли.

Пророк Илия, имя которого и означает «мой Бог - Господь», стал тем человеком, который изменил историю Израиля, в одиночку стал противостоять этому языческому натиску царя и жрецов. Он даже заключил небо и не было дождя пока царь не согласился устроить нечто вроде состязания. Об этом мы читаем в 3 и 4 книгах Царств Ветхого Завета. Когда по приказу царя и предложению пророка Илии собрались все люди израильские, тогда жрецы Вааловы устроили жертвенник и целый день молились о ниспослании огня. Потому что условием, которое поставил Илия было такое: тот бог, который откликнется на жертву огнем с неба, и есть истинный.

Когда после целого дня безуспешных призываний Ваалу жрецы изнемогли, тогда наступил черед пророка Илии. Он сооружает жертвенник Богу Израилеву, Богу Истинному, Единому Богу из 12 камней по числу колен народа израильского, потом приказывает троекратно полить жертвенник водой, чтобы исключить всякое сомнение в естественном вмешательстве. После того, как жертва, возложенная на алтарь и обильно смоченная водой, была готова, пророк Илия обращается с молитвой к Господу Богу, и после его молитвы сошел с неба огонь, который попалил не только жертву, но и воду во рву, вокруг алтаря. После этого, ему приходится бежать от гнева царицы, которая поклялась его убить, потому что он обратил весь Израиль к истинному Богу.

Пророк бежал туда, где когда-то несколько столетий назад Бог заключил Завет с народом Израиля, дав Моисею скрижали, на гору Синай. Там Илия пребывал в молитве и почти в отчаянии, думая, что Израиль отступил от веры и его служение было тщетно. Но Господь утешает своего пророка, говоря, что Он Сам сохранил в народе 7 тысяч человек, которые не приклонили колена перед ложным богом Ваалом, а также вразумляет Илию, указывая на его чрезмерную ревность, доходящую до жестокости. Илие было видение, что он увидит Господа не в бурном ветре, не в землетрясении и не в огне, а в дыхании легкого ветра. Это дыхание легкого ветра должно было показать, что Бог - это не карающий судия, а любовь, которая не требует, в отличии от языческих богов, человеческих жертв, а сама себя отдает в жертву ради жизни мира во Христе, Сыне Божием.

В последний раз в библейской истории мы встречаем пророка Илию уже в новозаветные времена, когда накануне своих страданий Господь вместе с учениками вошел на гору Фавор, и после молитвы Ему явились Моисей и Илия, которые укрепляли Его и говорили о страданиях, которые ему предстоит испытать в Иерусалиме. Зримым образом два величайших пророка Ветхого Завета, олицетворявшие закон и пророков, свидетельствовали, что вся история Ветхого Завета ведет ко Христу, что в нем исполнение всех чаяний, всех обетований, что в Нем миру открывает вой лик Бог Отец. И отныне он близок каждому из нас. Что мы все во Христе - сыны и дочери Божии, члены Нового Израиля - Церкви Христовой.

Память пророка Илии должна всколыхнуть нас от духовной спячки. Обращаясь с молитвами к святому, мы, пастыри и миряне, испрашиваем хотя бы часть той ревности к исполнению закона Божия, которая была у пророка Илии. Эта ревность, которая помогает нам совершать наше спасение. Также научаемся мы и бескомпромиссности у пророка, который не хотел мириться со злом, не смотрел, насколько высокое положение занимали грешники-идолопоклонники, обличал смело и не смотрел на лица. Эта бескомпромиссность в выборе добра должна хоть капельку присутствовать и в нас, христианах. Бескомпромиссность в борьбе со злом, которую мы должны взращивать в своем сердце прежде всего. Мы должны видеть зло не в ближних, а в своем сердце и бескомпромиссно с ним бороться. Вставать на путь правды, на путь исполнения заповедей Божиих, на путь верности Богу. В этом заключается тот нравственный урок, который дает нам сегодня пророк Божий Илия».


Его Преосвященству сослужил благочинный Солецкого округа и настоятель Ильинского собора, протоиерей Михаил Бирюков и настоятель храма Благовещения Пресвявятой Богородицы иерей Павел Клиновой.