358

Пять лет назад, 5 августа 2014 года, в Якутии, в селе Русское Устье, освятили храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». По преданию это село было основано во время репрессий Ивана Грозного выходцами из Великого Новгорода, где Знаменский образ Богородицы является одной из главных святынь.

Отметим, что храм, сооруженный в селе Русское Устье с внутренним убранством, колоколом и списком иконы Божией Матери «Знамение» стал подарком новгородцев к 375-летию якутского села. Инициатива по восстановлению храма и поддержке этого русского поселения принадлежит митрополиту Льву и экс-губернатору Новгородской области Сергею Митину.

До 1930 года в Русском Устье действовала церковь, где хранилась особо почитаемая новгородцами икона Богородицы «Знамение». После пожара в 1930 году, ближайший действующий православный храм находился в 80 км от села. С 2014 года новый храм начал жить полноценной богослужебной жизнью, в нем совершаются Божественные литургии, всенощные бдения, Таинства Крещения и Венчания.

Интересна история этого поселения в Якутии. По сохранившемуся преданию, выходцы из Великого Новгорода, бежавшие от преследований опричников Ивана Грозного, двинулись на кочах по Ледовитому морю на восток, достигли Индигирки, поселились здесь и назвали свою деревню Русским Устьем. Находится оно на 71 градусе северной широты. Среднегодовая температура воздуха −15 градусов. Основное занятие населения — рыболовство и охота на белого песца.

В настоящее время русскоустьинцев выделяют в отдельную культурно-этнографическую группу русских.

Особо почитается у русскоустьинцев икона Божьей Матери «Знамение», что еще раз подтверждает их новгородское происхождение.
Жители Русского Устья и Походска, живя в окружении местных народностей, отчасти смешиваясь с ними, тем не менее сохранили почти в неприкосновенности родной язык, устное народное творчество и, главное, истинно русское самосознание. Видимо, поэтому многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов.

Впервые Русское Устье упоминается в научной литературе, по всей видимости, в 1739 году в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева. Бот «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмерз в лед около устья Индигирки. Экипаж на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жилье, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти судно от неминуемой гибели.

С тех пор Русское Устье обозначалось на всех старинных картах, где нет, к примеру, Липецка и Калуги, оно есть. И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места. Село это необычное — этнографическая неповторимость, «сколок Исландии русского быта». О нем написано пять солидных книг, много статей, снято два кинофильма. В 1986 году Пушкинский Дом выпустил книгу «Фольклор Русского Устья», которую большой русский писатель Распутин В. Г. назвал «поэтической исповедью, самосказанием таинственной души, ее вдохновенным распевом». Таким может похвалиться не каждое село. Отсюда фактически начался морской поход Семена Дежнева, завершившийся великим географическим открытием.

Эти места в разное время посетили Михаил Стадухин, Дмитрий Лаптев, Н. Шалауров, М. Геденштром, П. Анжу, П. Козьмин, Г. Майдель, Яков Санников, К. Воллосович.
Первый самолет, появившийся в небе восточной Арктики в 1929 году, совершил одну из своих посадок в Русском Устье. Не исключено, что об этой деревушке знал А. С. Пушкин из рассказов лицейского друга Ф. Ф. Матюшкина, работавшего в Колымо-Индигирском крае в 1820-1824 годах. В 1912 году здесь провел ссылку В. М. Зензинов — член ЦК партии эсеров, будущий профессор одного из американских университетов. Он увез уникальных материалов на две книги, благодаря которым о Русском Устье узнали не только в России, но и в Европе.