Епископ Арсений возглавил праздничное богослужение в дер. Менюша

7 июля 2019 года в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюшских, в Свято-Троицком храме деревни Менюша епископ Арсений совершил Божественную литургию с крестным ходом и славлением перед иконой святых отроков.

После богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что о святом Иоанне Крестителе сказано, что не было среди рожденных женами больше Иоанна, среди святых, после Божией Матери. И Церковь прославляет его больше всех прочих потому, что он был последним пророком Ветхого Завета и первым святым мучеником за Христа уже в Новом. А также за его ни с чем не сравнимую роль, которую он исполнил, будучи Предтечей, возвестив миру скорое пришествие Спасителя, сподобившись возложить на Христа свою руку, во время крещения Господа на Иордане. И сегодня мы вспоминаем его появление в этом мире, рождество Предтечи Спасова. Описанию этого события посвящено начало Евангелия от Луки, где евангелист повествует как от престарелых родителей Захарии и Елизаветы родился этот младенец, будущий великий пророк и Предтеча. Мы как-будто возвращаемся во времена древних патриархов, когда Бог давал сына неплодным и престарелым родителям праведникам. Как было это, например, с Авраамом и Саррой, с матерью пророка Самуила Анной. Так и родители Предтечи были праведными людьми, но бесплодными. Само это бесплодие было не только их внутренней печалью, но и причиной их поношения в людях, так как, согласно распространённому поверью того времени, если не было детей, то это считалось наказанием Божиим за какие-то грехи. Но они были праведными людьми. В рождении праведника происходит особое вмешательство Бога в историю. Это мы видим в рождении Исаака от Авраама, в рождении Иоанна Предтечи от неплодных родителей Захарии и Елизаветы и в рождестве Божией Матери от также неплодных, но праведных родителей Иоакима и Анны. Этот младенец воспринимается, как дар свыше, ведь, согласно естественным законам, к которым мы с вами привыкли, такое, скорее всего, могло бы и не произойти. И явление в мир Спасителя от Духа Святого и от Девы - это уже вершина этого промыслительного действия Божия, спасения мира. Спасение – это дар, который не зависим от наших заслуг, мнимых или реальных, не зависим и от наших грехов. Вспоминая рождество Иоанна Предтечи, мы мысленно уже подходим к началу новозаветной истории, предчувствуем явление Солнца правды Христа. В мире уже родился тот, кто назван Его Предтечей, о котором сказано у пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). То есть призванием этого младенца было приготовить путь для Христа. И он стал великим провозвестником и проповедником покаяния, призывая: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Сегодня нам с вами, празднующим память Предтечи Христова, следует извлечь для себя уроки из его жития. Во-первых, его призыв к покаянию должен быть обращен к каждому из нас, если мы хотим жить с Богом и в этой жизни, и в вечности, мы должны исправить свою жизнь. Если совесть обличает нас за какие-то грехи или пороки, если перед судом заповедей Божиих мы видим свою немощь и свои падения, то покаяние – это то, что нас исцеляет и преображает. «Покаяние» по-гречески звучит «метания», что переводится как перемена ума. То есть покаяние - это перемена образа жизни, перемена образа мыслей. Если раньше мы жили, согласно далеким от Бога и Евангелия принципам, то ныне, как православные христиане, должны, жить по слову Христову. Его слово, выраженное в Евангелии, должно быть законом нашей жизни, тогда мы будем истинными последователями Христа и Его учениками, которых Он возлюбил и назвал Своими друзьями. И второй урок, который мы еще можем для себя извлечь из жития Предтечи Спасова Иоанна, это его наименование «гласом Вопиющего в пустыне». Ни об одном пророке в Ветхом Завете не было сказано, что это глас Божий. Он всецело предал себя Богу в решимости до конца исполнить свою миссию. И для всех поколений христиан он стал образцом твердой, как скала, веры, бескомпромиссности и верности Богу до конца. Пусть эти добродетели Крестителя Иоанна будут хотя бы отчасти и нашими. Попытаемся впитать дух его добродетелей и будем молиться, чтобы его предстательством, его молитвами и молитвами всех святых новгородских, возродилась вера в сердце русского народа. Чтобы наши храмы не представляли жалкое зрелище, как этот храм, чтобы наши дети не были брошены родителями, чтобы семьи были тем, чем они и должны быть – малой Церковью. Чтобы дети уважали родителей и любили их, чтобы относились к ближним нашим, как к самим себе. Если мы будем жить по заповедям Божиим, как призывал нас Предтеча, как призывали нас все святые, то и наша жизнь будет выстраиваться в правильном русле. И исполнение заповедей Божиих принесет большую пользу для нашей жизни, для души каждого из нас, а также для тех людей, которые окружают нас каждый день жизни нашей.