Епископ Арсений совершил Литургию в Неделю 1-ю по Пятидесятнице

23 июня 2019 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что следующее воскресенье после Пятидесятницы посвящено воспоминанию Всех святых. В этот день заканчивается цикл пения Цветной Триоди, начавшийся с Воскресения Христова. Далее наступает Апостольский или Петров пост перед праздником святых апостолов Петра и Павла.

«Церковь установила память Всех святых в воскресный день после дня Святой Пятидесятницы, ведь святые и святость в истории Церкви - это зримые плоды действия Духа Святого, которые присутствуют в Церкви, как в день сошествия Духа на апостолов, так и сейчас, - отметил владыка. – Святой Дух оживотворяет Церковь и каждого из нас, подавая нам благодать в Таинствах, укрепляя на пути к жизни во Христе. А святость - это яркое свидетельство того, что Евангелие, слово Божие, живо и действенно. Мы знаем, что все желающие жить по слову Божиему, следовать за Христом во все времена достигали святости и преображения своей души. Эта святость преображала мир, в том числе души людей. Есть такое высказывание Серафима Саровского: «Спасись сам и тысячи спасутся возле тебя».

В этот праздник нам важно помнить тот изначальный нравственный смысл, который Церковь вкладывает в почитание святых - это подражание их вере, как сказано в Послании к евреям: «Поминайте наставников ваших... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Так, начиная со времен апостолов и первых мучеников, в Церкви складывалось почитание этих наставников, сначала самых первых мучеников - первоверховных апостолов, пострадавших при Нероне, потом и других наставников, пресвитеров, учителей, которые передали слово Божие христианам того времени, а те - последующим поколениям. Сейчас эта традиция, буквально, Предание, продолжается в Церкви. Памятуя об этом изначальном смысле, мы должны помнить и об общем призвании к святости.

Святыми называли себя первые христиане, не в качестве какого-то лестного эпитета, не потому, что они были совершенными и безгрешными людьми, а в знамение этого призвания, общего для всех. «Приветствуют вас все святые», - говорит апостол Павел, обращаясь к одним христианам и передавая привет от других христиан. В этом смысле святость понималась, как избранность от мира. Отличие христиан от других людей заключается не в каких-то чудотворениях, а в избранности в плане преданности Богу, в плане высоты духовной жизни. Поэтому, памятуя об этом призвании, не нужно отчаиваться и думать, что святость - это какое-то недостижимое состояние, которого мы никогда не достигнем. Однако, не должно быть и другой крайности: думать, что мы своими силами достигнем какого-то высокого состояния. Святость заключается, прежде всего, в нашей преданности Богу, доверии, следовании Его слову.

Для того, чтобы знать волю Божию, необходимо читать Священное Писание и стараться реализовывать слово Божие в своей жизни. Жизнь любого святого – это воплощение Евангелия в его жизни. Помимо чтения слова Божия и стремления жить по нему, святости не может быть без Церкви. Христианства никогда не существовало без Церкви, оно и родилось как община последователей Господа. Не существует никакого-либо христианства в себе, или нецерковного христианства, или анти-церковного христианства. По слову Киприана Карфагенского, Церковь - это Ноев ковчег. Если бы кто мог спастись во время потопа вне ковчега, тогда могло бы быть спасение и вне Церкви. В Церкви нам подается все необходимое для спасения: и поучение в слове Божием, и общая молитва, и самое главное – благодать Духа, которую мы получаем в Таинствах. Особенно это касается Таинства Причастия, когда мы становимся теми, кем мы должны быть – Церковью, Телом Христовом, народом Божиим.

И, наконец, третий момент, который стоит отметить, это стремление жить по вере. Мы должны не только называться христианами, не только участвовать в церковных обрядах, но и стараться, чтобы каждый день был проникнут присутствием Господа. Каждое наше слово и действие, по отношению к ближним, должно быть в согласии с Евангелием. Вот такой искренний настрой, такая готовность следовать за Христом и сделает нас теми, кого апостол Павел называл народом святых. Нельзя сказать, что этот путь легок и приятен. Это путь многих скорбей и тягот, иногда прямых гонений, но это путь Христов. Им шли все верные Его от начала времен и до нынешнего дня, но именно скорбный путь через Голгофу ведет к Воскресению, к жизни вечной, которая даруется нам благодатью Господа нашего Иисуса Христа».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря, иеромонах Григорий (Побожин); иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков).

Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.