Епископ Арсений совершил Литургию в Неделю 6-ю по Пасхе

2 июня 2019 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По заамвонной молитве был совершен крестный ход.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что в продолжение сорока дней до праздника Вознесения, Церковь празднует Пасху Христову - самый Великий христианский праздник, самое великое событие в истории этого мира, с которым ничто не сравнимо: «В Воскресении Христовом не просто торжествует Божия любовь над человеческим грехом, над смертью, над самим адом, но в нем для каждого из нас заключается залог и нашего воскресения, нашего причастия ко Христу и к жизни вечной. Потому и говорит апостол Павел, что «если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:19), и в другом месте: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14). Но именно воскресение Христово наполняет глубоким и новым смыслом каждую минуту нашей жизни, окончание нашего временного жития и переход в вечность. Поэтому это самый великий праздник, который должен вдохновлять и укреплять нас в нашей христианской жизни, побуждать делать добрые дела, по-другому относиться к Богу, к ближним, памятуя о той великой цене, которой мы куплены, и о том великом обетовании - о конечной победе жизни в этом мире, когда победа Христа над смертью, по обетованию, станет и нашей победой. Тогда все мы, верные Ему, сможем войти в радость Господа своего, а для любви Божией не существует преград, ведь даже ад не способен остановить Бога, Который ищет каждого человека для того, чтобы его спасти и вернуть к Отцу. 

В течении каждого воскресения этого периода читались знаменательные чтения. И если в основе чтений Великого Поста, лежала практика предкрещальной подготовки, то чтения каждого воскресного дня после Пасхи призваны были укрепить и вполне раскрыть суть нашей веры новокрещеным христианам, а также всей общине, которая участвовала в церковной жизни вместе с ними. На протяжении этих воскресных дней мы поучались глубоким истинам. В неделю о Фоме, первое воскресение после Пасхи, мы слышали его исповедание, что Христос Господь и Бог наш. В неделю жен-мироносиц, что Он подлинно воскрес, что Его гробница пуста, о чем возвестили жены-миронисицы апостолам, а те потом всему миру. И о том, как Сам Господь являлся тем, кто возлюбил Его, и также Он является в этой жизни тем, кто любит Его. В неделю о расслабленном читается Евангелие об исцелении расслабленного, проводится та самая истинна, что Сам Христос - подлинный врач душ и телес наших, и, хотя и говорится о чудотворном источнике, но расслабленный получает исцеление не от источника, а от Самого Христа.

Самая важная мысль, которая приводится в чтении, что Сам Христос - источник исцеления. На языке Евангелия и святых отцов исцеление и спасение для вечной жизни передаются одним и тем же словом - «σωτηρία» (сотерия), поэтому Он и Спаситель, и врач душ и телес наших. В неделю о самарянке, в прошедшее воскресение, возвещается истина, что Господь - податель воды живой, и эта самарийская женщина просила у Него эту воду как какую-то чудотворную, как ту чудодейственную из водоема, которая имела возможность исцелять, но Христос раскрывает ей глаза, говорит о том, что Его вода не похожа на материальную стихию, это вода, которая истекает из Него и увлекает нас своим потоком в жизнь вечную. И, наконец, в это воскресение мы читали евангельский рассказ, как Господь исцеляет слепого. Он умылся в купальне по слову Господа, опять присутствует символ воды, и потом прозрел. Слепой, который родился слепым, обрел зрение, и весь отрывок нас подводит к тому, что Христос - это свет мира, Он податель света истинного, и благодаря Ему, мы познаем истину, и вместе с исцеленным слепцом призываемся поклониться Христу.

Не случайно также в этих отрывках есть образ воды, с нарастающей силой присутствующий в чтениях, которые мы читали в прошедшие воскресения. В праздник преполовения также читалось Евангелие о том, как Христос стоит в иерусалимском храме, на празднике Кущей и проповедует: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37-38). И как замечает Евангелие, «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39). То есть так постепенно через евангельские чтения, что раскрывают образ воды, знаменующей собой Духа Святого, Утешителя, Церковь постепенно подводит нас к другому празднику - Пятидесятнице. Это событие, которое легло в основу исторического бытия Церкви, с этого времени проповедь апостолов громогласно распространяется в Иерусалиме, а потом и по всем городам Палестины, и по всем городам Римской Империи.

Она достигла и нас, проповедь о том, что Христос Воскрес, что Он, Сын Божий победил смерть, и что для любви Божией нет преград, и спасение наше совершается как раз Духом Святым, Утешителем. Вот та вода, которую подает Христос, вода жизни - это Дух Святой, Который оживотворяет нас в Таинствах, Который возносит нашу молитву и одухотворяет нашу жизнь, когда мы живем по заповедям Божиим, и совершает со Христом наше спасение. В день Пятидесятницы, праздник сошествия Духа Святого на апостолов, мы будем вместе с апостолами и со всей Церковью вызывать: «Духа Твоего Святого не отыми от нас, прииди и вселися в ны, Душе Истинны, очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, души наша»! Христос Воскресе!».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.