481

Вечером 4 мая 2019 года, накануне престольного праздника, епископ Арсений совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе Старой Руссы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что воскресный день через неделю после Пасхи называется Неделя о Фоме или ещё есть название по-гречески «Антипасха», то есть вместо Пасхи: «Событие, о котором идёт речь, произошло через несколько дней после воскресения Христова. Все мы слышали об апостоле Фоме, о том, как он усомнился, когда другие ученики стали ему рассказывать о явлении воскресшего Господа, и как он сказал: «Пока не увижу не поверю». Когда же ему явился Сам Господь и показал Свои раны, то в ответ на это явление и это видение воскресшего Господа апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).

Вот это событие лежит в основе празднуемого дня, а также воскресенье после Пасхи является праздником храмов в честь Воскресения Христова. Но Пасха - это не только самый Великий Праздник вообще, в каждом православном храме, в каждой христианской общине, но это и самое важное событие в жизни каждого человека, как в жизни апостола Фомы, так и в жизни остальных учеников Христа, и жён-мироносиц. А также в жизни каждого из нас, кто услышал о Христе и поверил в Него, для каждого человека, жившего от Адама. Человечество, ожидавшее пришествие Христова, человечество, которое живет Им и будет еще странствовать в этом мире, потому что каждый человек нуждается в этом спасении, каждому человеку нужен Спаситель, Господь Иисус Христос.

Евангелие от Матфея, которое мы читали сегодня на всенощном бдении, говорит о последних наставлениях Господа ученикам, в нем не говорится прямо о Вознесении, но складывается впечатление, что это именно прощальная беседа перед Вознесением: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20), -дает Господь Своё обетование. Своей проповедью о Воскресшем апостолы просветили все концы земли, исполняя эту заповедь - крестить и научить.

Сегодня, в наши дни, эту миссию осуществляет Церковь, и следует помнить каждому из нас, что Церковь - это не стены, а это люди, не только иерархия, не только священнослужители, но и все мы, каждый, кто носит на себе крест, каждый, кто приступает к Таинствам. Через Крещение мы становимся частью Церкви а через Таинство Причастия Тела и Крови Христа, мы становимся каждый раз, в таком случае, Его народом, а Он - нашим Главой и нашим Господом. Поэтому на каждом из нас, в той или иной степени, лежит эта христианская обязанность, быть свидетелями Его Воскресения в этом мире. Церковь нас научает этому, призывает к этому через торжество на пасхальной неделе, через крестных ход, через колокольный звон, красоту богослужения.

Однако все это должно иметь продолжение в нашей жизни: в совершении добрых дел, служении людям, умении прощать, отзывчивости, сострадании, доброделании. Если мы будем это исполнять, то мы и будем теми, кем хочет нас видеть Господь, говоря: «Вы - соль земли... Вы - свет мира» (Мф. 5:13,14), и ещё: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). То есть нам, прежде всего, между собою нужно иметь любовь, чтобы быть носителями этой любви в мире, который лежит во зле, страдании, ненависти, безверии и отвержении Бога. Мир испытывает потребность в Боге, Спасителе, как и все мы, поэтому мы со всей ответственностью должны продолжать это апостольское делание, быть свидетелями Его Воскресения, быть орудиями Его любви в этом мире, какими были святые апостолы, какие были жёны-миронисицы, какими были все праведники.

Мы обращаемся к ним с молитвой, но забываем брать, порой, с них пример. А они учат нас своей жизнью, что значит любить Христа, что значит служить ближним нашим. Вот именно тогда Воскресение Христово будет живо и действенно в нашей жизни, когда мы Его светом сможем исцелить чью-то скорбь, преодолеть с кем-то его нужду, обиду, оказать сострадание или любовь. Это значит, что мы уже здесь, в этом мире, находимся и будем жить в свете Воскресения, и такое состояние естественным образом продолжится в вечности. Там Христос также будет нашим Главой, нашим Господом, Первенцем из мертвых, и мы все последуем за Ним в Воскресение и в жизнь вечную. Аминь!».