450

24 апреля 2019 года, в Великую Среду, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в Софийском соборе. После Причастия в последний раз была произнесена молитва Ефрема Сирина и совершены земные поклоны, которых не будет до праздника Троицы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня, приближаясь непосредственно к дням, посвященным воспоминаниям страданий Христовых, мы вспоминаем предательство одного из 12-ти апостолов – Иуды: «Евангелие, которое читалось на Литургии, повествует о том, как незадолго до страданий Христа, в то время, когда Он пребывал в доме у одного из Своих учеников, туда пришла женщина грешница, помазать Его ноги миром, а это очень дорогой и ценный состав. Может быть, это было всё её состояние, всё ценное, что было у неё за душой. В это время, как повествует евангелист Матфей, ученики стали возмущаться: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:8-9). В другом месте Четвероевангелия сказано, что это возмущался Иуда, это он стал говорить о том, что это пустая трата мира, лучше бы продали его, раздали нищим, вот это было бы благо.

На что Христос говорит, что «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:11-13). После этого, как продолжает Евангелие, Иуда пошел к первосвященникам для того, чтобы предать Христа. Они предложили ему 30 сребреников, и он с этого дня искал удобного случая, чтобы предать Его им. Как такое могло произойти? Один из лучших, а 12 апостолов были приближенными ко Христу, лучшими Его учениками, пошёл на такой шаг. Это было сребролюбие, о котором говорится в церковных песнопениях: «Иуда сребролюбием недуговав омрачашеся». Однако одно лишь сребролюбие не объясняет всего происходящего в душе этого человека.

Тридцать сребреников - это маленькая сумма, сумма за негодного раба, и он предает Того, Кто на протяжении последних лет был смыслом его жизни. Большим вопросом для толкователей и для нас с вами остается вопрос: что происходило в душе Иуды? Мы вспоминали несколько дней назад событие, которое мы отмечаем как праздник, Вход Господень в Иерусалим. Что двигало, что воодушевляло людей, которые устроили Христу такую торжественную встречу, по сути царский вход? Кроме Самого Спасителя никто не знал, что его ожидало, Крест на Голгофе, но они думали, что это явился их царь. Но не тот царь, о котором люди думали, потому что они ожидали земного царства и величия Израиля, а в этот день вошёл в Иерусалим царь всего мира, который пришел душу Свою отдать ради жизни мира и ради каждого из нас.

И в этом Его царство, в любви Божией, которая нас возводит от смерти к воскресению, к жизни вечной. Это объясняет поведение Иуды. Он был плоть от плоти своего народа и также жаждал этого царства, которое должно было вот-вот открыться. Он шел, может быть, впереди всей процессии или среди первых и также радовался. Но, когда Христос сказал, что эта женщина приготовила Моё тело к погребению, вероятно, он вспомнил и другие слова Христа, которые Он говорил в последнее время, что мы восходим в Иерусалим, где Сын Человеческий будет предан в руки грешников, и осмеют Его, и распнут, и на третий день Он воскреснет.

Смерть ожидаемого царя никак не укладывалась в народных представлениях. Если Христос настойчиво говорил, о том, что Он будет предан и погребен, то привычное мировоззрение Иуды было разрушено, и возможно, своим предательством он хотел ускорить проявление божественной власти Христа. После того, как Его взяли бы первосвященники, как Его стали бы допрашивать и подвергать пыткам, Христос, Сын Божий, не мог не защитить Себя, и вот в это время и должно было осуществиться царство Христа. Возможно, такие мысли двигали им, возможно крушение всех надежд, всего смысла жизни, но даже в тот, момент, когда он узнал, что Христос осуждён на смерть, он все равно находит в себе силы, чтобы прийти к первосвященникам, бросить им сребреники и сказать: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4).

Это означает, что путь для покаяния Иуде не был закрыт, что Господь принял бы его, если бы это покаяние было подлинным, а не таким актом отчаявшегося человека, который после этого пошёл и удавился. Это не просто такие ностальгические переживания Евангелия, но это вопрос всем нам: не предаем ли мы или не можем мы в каких-либо обстоятельствах оказаться предателями? Никто, пожалуй, так не думает о себе, и мы, если не отказываемся от веры, ни в коем случае не предатели, но мы не знаем, как мы бы мы себя повели в других обстоятельствах, в эпоху сталинских репрессий, во время гитлеровской оккупации, когда люди предавали предавали друг друга на смерть.

В одной из притч Христос говорил: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (мф. 25:40). То есть наше отношение к ближним Христос воспринимает в свой адрес. Мы можем думать, что любим Христа всей душой и всем сердцем, но, когда мы проявляем чёрствость и нетерпимость, злобу к ближним, или, когда вредим им, тем самым мы предаём Христа. Можно не отказываться на словах от веры, но, когда мы делаем зло ближним нашим, мы тоже, в каком-то смысле, предаём Христа. Особенно, если вспомнить притчу о Страшном суде, когда праведники за свои благодеяния идут в жизнь вечную, а грешники за свою чёрствость, за злобу и нелюбовь в огонь вечный.

Мне кажется, есть ещё один момент, когда мы можем не оказаться верными Христу, когда мы предаём самих себя. У каждого из нас, особенно в молодости или в начале церковной жизни, были самые лучшие надежды и ожидания о себе. Мы думали, что совершим многое, будем всегда верными Богу и будем идти по пути святости, но очень часто что-то нас останавливает, руки опускаются. И вот, каждый раз, когда мы из ложного смирения не делаем что-то хорошее, отказываемся от того, чтобы быть верными Богу или Его заповедям, Его слову, когда мы впадаем в отчаяние, ставим крест на себе и думаем, что нет нам спасения, и ничего из нас не получится - это предательство самих себя.

Потому что Бог видит нас в совсем другом свете. Он верит и надеется, что мы исполним свое предназначение, что мы реализуем все лучшие стороны своей природы, что мы будем верными Его слову, Его замыслу о нас, и если мы настойчиво не делаем этого, то это тоже в каком-то смысле предательство. Пусть сегодняшний день и сегодняшнее евангельское чтение будет нам постоянным уроком, судом нашей совести, чтобы мы и в молитве, и в повседневных делах находили в себе силы всегда быть верными Богу, всегда поступать не так, как легко, а так, как правильно, руководствоваться Его словом, доверять Ему и с благодарностью принимать все, что Он совершил и совершает нашего ради спасения».