641

7 апреля 2019 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Шимске.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

На Литургии после заамвонной молитвы был совершен молебен с крестным ходом. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что о событии Благовещения Пресвятой Богородицы нам рассказывает Евангелие от Луки:

«В церковных песнопениях поется: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». То есть мы присоединяемся к его архангельскому приветствию: «Радуйся, Благодатная». И сегодня мы приветствуем Пречистую Деву, обращаемся к Ней, так как это событие, которое мы сегодня вспоминаем стало поворотным в истории всего мира. Века ожидания Спасителя миновали, но никто не знал, когда Он явится. Лучшие люди того времени ждали Его пришествия, когда Он придёт и даст избавление народу Своему, и спасёт мир. Надо думать, что Пречистая Дева, будучи совсем ещё юной девушкой, отличавшейся очень глубокой верой, глубоким смирением и чистотою, тоже была среди людей, ожидавших пришествия в мир Спасителя. Вряд ли Она думала, что станет той дверью, которой уготовано послужить приходу Его в мир. Поэтому, когда небесный вестник возвещает, «Радуйся, Благодатная», и говорит о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Её первой реакцией было потрясение. Она не могла вместить, не могла понять и поверить, что приблизилось спасение мира, и более того, что Она Сама избрана орудием Божиим, чтобы послужить делу нашего спасению.

После слов ангела, что Она станет Матерью Спасителя, Она говорит: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 3:34), ибо Она была девой, давшей обет девства. И в ответ слышит: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 3:35). Можно представить, какие мысли пронеслись в Её голове и сердце: как это будет, что Она скажет Иосифу, что будут думать другие люди, а они, скорее всего, думали много чего плохого, не понимали и осуждали. Можно вспомнить, как они с Иосифом не могли даже найти дом в Вифлееме, непосредственно перед Рождеством, не только потому, что все было занято, скорее всего, потому, что Её не хотели впускать. Конечно, Она не могла что-то предугадать, не могла представить всей тяжести того пути, который уготовал для Неё Господь, как Матери Спасителя, в том числе и предстоять у Его Креста, а потом быть членом гонимой в Иерусалиме Церкви.

Весь Её путь от Благовещения до Успения - это тесный путь скорбей, путь непонимания и гонения. Но, тем не менее, Она была при жизни окружена очень большим почитанием, как первых учеников Христовых, так и всех ранних христиан, которые почитали Её, как Мать Спасителя, и как Ту, Чьё согласие в день Благовещения: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 3:38), сделало возможным приход Спасителя и спасение всего мира. Обратим на это внимание. Когда мы читаем Библию, повествования о святых пророках или патриархах, о Моисее, Аврааме, о пророке Ионе, например, то очень часто мы видим, как люди пугаются призыва Господа, страшатся Его слова, и того, что Он повелевает. Они пытаются снять с себя эту ношу, уклониться, убежать, но тем не менее, Господь их снова и снова призывает, и наставляет, чтобы они были провозвестниками Его слова и выполнили то, что поручается каждому из них. В поведении Пресвятой Девы мы не находим ни малейшей попытки оспорить или уклониться от этой страшной миссии, которую Господь, устами небесного вестника, Ей поручает. Только кроткий ответ: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 3:38).

Можно представить, что перед тем, как Мария произнесла эти слова, вся история мира, силы небесные и все творение, как бы замерло в ожидании, случится ли это согласие, скажет ли Она «да», чтобы мир воспринял желанное и так давно ожидаемое спасение. И именно благодаря Её безграничному смирению и доверию Богу, не смотря на все тяготы дальнейшие пути, Она говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 3:38). Так Она стала, по выражению святого Иринея Лионского, причиной нашего спасения и Матерью всем нам. Она Матерь всем нам не только потому, что Она Матерь Спасителя (а Он создал из нас Свою Церковь, восприняв от Неё наше человеческое тело и кровь для того, чтобы в единстве с Божеством Своим их преобразить, обожить и вернуть нам, Своему народу, в виде Тела и Крови Господних, чтобы мы, причащаясь их, причащались Самому Богу и жизни вечной), но, ещё и потому Она стала для всех поколений христиан образцом святости, чистоты и смирения. Слова «буди Мне по слову твоему», по сути звучат в молитве Господней, которую передал Её Сын, Спаситель наш, Господь Иисус Христос: «Да будет воля Твоя». Каждый раз на Литургии, когда молимся этими словами, нам необходимо помнить, что в этом доверии и послушании Богу, желании исполнить Его волю, если нужно послужить орудием Его любви в этом мире, быть Его служителями и провозвестниками, мы, тем самым, присоединяемся к ответу Пречистой Девы, прозвучавшем в день Благовещения: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 3:38).

Несмотря на то, что впереди у Неё были очень трудные годы и десятилетия, и среди всех испытаний, самым, пожалуй, сильным, было предстояние Кресту, когда, по слову Симеона Богоприимца, оружие прошло Её душу, тем не менее, мы вспоминаем сегодняшнее событие, как праздник. Потому что именно в этот день началось спасение мира, а не в день, когда Бог явился в Вифлеемской пещере, как младенец, ныне, когда Он уже образовался, приняв нашу человеческую природу, ради спасения мира и каждого из нас. Бог становится человеком, чтобы призвать нас к Себе, даровать нам Свою Божественную жизнь. Он входит в наш мир, чтобы вернуть нас к Себе, к Отцу Своему, сделать нас, по выражению святого апостола Петра, «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1:4). Все эти события мы вспоминаем сегодня, в праздник Благовещения. И извлечем для себя сегодня, хотя бы один важный урок. Пусть это согласие Пречистой Девы, сказанное в ответ Гавриил, будет всегда образцом для послушания Церкви Христу, то есть для послушания каждого из нас Ему. Произнося слова «Да будет воля Твоя», будем вкладывать в них сердце и душу, а не просто одними устами, а про себя думать: «Нет, всё-таки пусть будет воля моя». Будем стараться воспринять для себя хотя бы капельку этой преданности, этой чистоты, этой святости, которыми просияла Пречистая Дева, и за которые почитает Её вся Церковь и ублажают Её все роды».