519

31 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение с чином выноса Креста.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня мы, в соответствии с древней традицией Церкви, особо почитаем Крест Господень, поэтому настоящее воскресенье Великого Поста и называется «Неделей Крестопоклонной»:

«Исторически установление этого празднества связано с Иерусалимской Церковью. После победы над персами император Ираклий отвоевал бывший в плену Крест Господень и вместе с Патриархом Захарием вернул его в Иерусалим, в храм Гроба Господня. Постепенно местный праздник утратил свое локальное значение, став в это весеннее время, в преддверии Пасхи, общехристианским воспоминаниям страданий Спасителя. Тем более, что это время, примерно совпадающее с серединой Великого поста, было отмечено ещё и усиленной подготовкой всех оглашаемых, которые должны были принять Крещение перед Святой Пасхой, в Великую Субботу. В память об этой древней практике и у нас со среды этой недели на Литургии Преждеосвященных Даров к молитвам об оглашенных будут дополняться молитвы «О иже ко святому просвещению готовящихся».

Сегодня мы слышали в Евангелии от Марка слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Для нас, православных христиан, чествование Креста превращается в торжество. Это день Воздвижения Креста, Крестопоклонная неделя или летний праздник изнесения честных древ Креста Господня. Но, когда апостолы услышали от Христа, что нужно взять крест и следовать за Ним, и что Он Сам говорит о Себе, спустя короткое время: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31), то они были в страхе и ужасе. Ведь, даже они, ближайшие ученики, разделяли обычное представления о Христе, распространённое в этом народе. Все ждали царя, славного и великого, который освободит их, и та торжественная встреча, которую устроили Христу при входе в Иерусалим, как раз и объясняет эти чаяния иудейского народа.

Даже апостолы не были свободны от таких представлений о Христе, потому что несколькими стихами ранее мы читаем, как на вопрос Христа: «За кого почитают Меня?», Пётр отвечает: «За Христа Божия». Спаситель не отверг, не возражал, но запретил говорить об этом народу, чтобы эти искаженные и неправильные представления не распространялись, не давали ложных надежд. И чтобы искоренить среди ближайших учеников такие неверные представления о Христе Спасителе, обещанном Пророке и Царе, Господь и говорит, что Сын Человеческий будет распят и в третий день воскреснет, а кто хочет быть Его учеником, тот должен следовать за Ним, взяв крест. Эти слова явились такими непонятными, такими страшными для апостолов, что даже Пётр стал уговаривать: «Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22).

Слова, обращённые непосредственно к ученикам, через проповедь Церкви обращены сегодня к каждому из нас. Мы все призваны к следованию за Христом и несению своего креста. Многие из нас, если не каждый, находили какие-то причины для недовольства своим крестом, для ропота на Бога. Забывая о том, что крест, который мы несём вслед за Спасителем, только тогда тяжел и невыносим, когда мы с ропотом и возмущением пытаемся его отбросить, забывая, что наш крест точно соответствует нашим способностям и нуждам. Цель его несения - возрастание для Царствия Божия. Кроме того, тайна христианства заключается в том, что Крест всего мира несёт на Голгофу Спаситель. Если мы с благодарностью и с доверием к Нему несём каждый свой крест, то соучаствуем Его крестоношению, как Симон Киринейский. Поэтому крест каждого из нас не может быть тяжелым, потому, что его несет с нами Господь.

В молитве на Литургии Василия Великого говорится, что Господь телом Своим вознёс грехи всего мира на Крест, чтобы, как мы умерли в Адаме, так и оживотворились во Христе; что Он сошел Крестом во ад, чтобы наполнить Собою всё, и путь сотворить для всех к воскресению из мёртвых. Этот путь открывается и предлагается каждому из нас, если для нас Господь является и Спасителем, и другом, и царем нашего сердца. Следуя за Христом, мы никогда не будем разлученные от Него, даже в самых тяжких обстоятельствах нашей жизни, потому что именно на Голгофе Христос с нами, Он сходит в ад за нами, чтобы воскресить каждого из нас и ввести в жизнь вечную, чтобы привести каждого Своему Отцу».

После было совершено поклонение Кресту Господню.