Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Верующие из общин глухих и слабослышащих задали вопросы священнику о Великом посте

11 марта начинается Великий пост - самый долгий и строгий из всех православных постов. В 2019 году он продлится до 27 апреля. Накануне поста священнослужитель епархии, кандидат богословия, насельник Свято-Юрьева монастыря, иеромонах Григорий (Побожин) ответил на вопросы о Великом посте от верующих из новгородской и питербургской православных общин глухих и слабослышащих.

- Отец Григорий, для чего установлен Великий пост и в чем его польза для человека?

- Для начала, поговорим об истории возникновения Великого поста. В первые века христианства он был установлен для подготовки людей к Таинству Крещению. Крещение тогда совершалось перед Пасхой. Период перед Крещением назывался оглашением, а люди, которые готовились к Таинству, назывались оглашенными. Этот период мог продолжаться год. За это время люди знакомились с христианским вероучением. В конце периода, последние 40 дней, кандидаты к Крещению еще больше погружались в атмосферу, которая подводила их к долгожданному Таинству и празднику Пасхи. Таким образом заканчивался их огласительный период, и начиналась христианская жизнь. Поскольку Церковь в свои ранние годы руководствовалась общинной жизнью, то все христиане, которые составляли эту общину, из солидарности проходили вместе с оглашенными этот период, сопровождая его постом телесным и духовным. Впоследствии это стало традицией.

В современном мире многое изменилось, и пост приобрел другие смыслы. Для нас пост - это особое погружение в христианскую жизнь на определенное время. Мы живем в суете, и у людей не всегда хватает времени и сил на христианскую жизнь. Например, человек говорит себе: «Я не могу весь год целиком посвящать себя Христу, духовной жизни, Церкви, но я хотя бы буду выделять на это какое-то время в году». И Церковь предоставляет это время для того, чтобы человек мог остановиться, подумать над своей жизнью, погрузиться в духовное пространство и приблизиться ко Христу. Также Великий пост является для нас духовной подготовкой к самому главному христианскому празднику – Пасхе.

Как в древности, так и сейчас пост является для христиан цементом, скрепляющим церковную общину, и возможностью реализовать заповедь о любви к Богу через любовь к ближним, которая должна проявляться, в том числе, посредством материальной помощи нуждающимся. Согласно учению святых отцов, если ты лишаешь себя какой-то пищи, следствие этой жертвы должно иметь практическое значение: сэкономленные на постной еде деньги мы должны отдать бедным.

Если у человека нет понимания того, что такое пост, то он превращается в диету, причем, совсем неуместную, потому что пост в нашей стране проходит не в лучшее время года – ранней весной, когда у людей авитаминоз и обострение хронических болезней. По этому поводу многие люди недоумевают. Для тех, кто не задумывается о настоящем смысле поста, он является совершенно бессмысленным и даже неполезным.


--цитата--

«Пост – это не время, когда мы, скрипя зубами, должны лишать себя куска мяса, но это прекрасное время, когда мы можем освободить свою жизнь для Христа и настроиться на исполнение заповедей»

Иеромонах Григорий (Побожин)


- Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

- Церковь предписывает всем верующим соблюдать Великий Пост, не оговаривая конкретику этого соблюдения. Канон о посте был написан давно, во времена, когда других постов, кроме Великого, не существовало. Пищевые и другие ограничения носят для христиан рекомендательный характер. Что-то из этих рекомендаций написано в Типиконе, что-то говорят священники на проповеди. В конечном итоге, как поститься решает каждый конкретный человек в силу своей немощи. Пост - это зона личной ответственности каждого. Предполагается, что христианин должен быть человеком свободным и ответственным.

Церковь лишь предлагает нам некий идеальный ориентир, как бы говоря: «Смотрите, как постились в древних монастырях 1000 лет назад». Но нужно помнить, что эти монастыри находились в Средиземноморье, где весной люди собирают по два-три урожая. Поэтому древние монахи могли без проблем для здоровья поститься так, как написано в Типиконе. У нас, в России, в это время люди испытывают нехватку витаминов после долгой и холодной зимы, и страдают плохим самочувствием. Поэтому к ограничениям в еде нужно отнестись с рассуждением.

О том, как поститься, можно посоветоваться с духовником или со священником, которому вы доверяете. Но если такого нет, то вопрос о посте должны решать вы сами, потому что за вашу духовную жизнь несете ответственность только вы, а не священник. Если у вас есть какие-то болезни, то нужно посоветоваться с врачом, ведь в определенных случаях пост вообще противопоказан. Есть определенные условия на работе, которые также не позволяют полноценно поститься. В случае послабления телесного поста можно в большей степени посвятить себя христианскому деланию: чаще читать Священное Писание, духовные книги, заниматься социальной деятельностью. Как именно человек будет поститься – это его дело, главное, задаться целью стать лучше и приблизиться ко Христу.

- Обязательно ли поститься каждому крещеному человеку?

- Нет. Пост – это личное дело каждого христианина. Из солидарности со всей Церковью он может поститься. Если он человек церковный, то все равно входит в пространство поста посредством участия в великопостных богослужениях, которые совершаются лишь раз в году, в Великом посту, и создают особенный, покаянный настрой. Для верующего христианина не является проблемой войти в пространство поста и принести Богу какую-то жертву. Пост – это не время, когда мы, скрипя зубами, должны лишать себя куска мяса, но это прекрасное время, когда мы можем освободить свою жизнь для Христа, настроиться на исполнение заповедей. Великий пост дает человеку возможность задуматься о своем статусе христианина, задав себе вопросы: что делает меня христианином или что мне мешает им быть? Если честно ответить себе на эти вопросы, то человек найдет то, что ему мешает. Если мы будем думать об этом, то продуктовый вопрос уже не будет стоять так остро.


--цитата--

«Если у тебя есть возможность вести христианский образ жизни в нехристианской семье, то веди. Если нет, то не пытайся проложить границу между собой и домашними. Это раскол, ведь ты подвергаешь опасности мир в семье»

Иеромонах Григорий (Побожин)


- Почему многие стремятся исповедоваться и причащаться именно в Великий Пост?

- Люди чувствуют в душе, что Великий пост – это особый, покаянный период, и начинают чаще участвовать в Таинствах или впервые прибегать к ним. Конечно, хорошо, что они делают это хотя бы во время поста. Однако, нужно помнить слова апостола Павла, который призывал христиан принести себя в жертву живую Богу. Это значит, что мы принадлежим Христу всецело, всегда, мы «под этим подписались», приняв Крещение. В идеале нам бы и не нужны были никакие посты, потому что мы должны вести себя, как христиане, в каждый момент нашей жизни. Поэтому абсурдно выделять для своего христианства лишь какой-то период времени.

Например, люди исповедуются и причащаются только в течение Великого поста, но ведь едят-то они круглый год. Почему же они лишают себя Христа и духовной пищи вне Великого поста? Следуя логике, за это время христианин, как и человек без пищи, умирает, а затем вновь возрождается при возвращении к Таинствам Церкви. А ведь нечастое причащение - это не что иное, как уход от Христа. Есть канонические церковные установления, которые гласят: человек, который не причащался на протяжении двух-трех воскресений, автоматически отлучается от Церкви. Сейчас это не практикуется. До этих канонов нам нужно еще дорасти. Но мы должны стремиться к частой Исповеди и Причастию не только во время Великого поста, а в течение всего года. Истинный христианин стремится к постоянному соединению со Христом, для него это радость. Девиз христианина должен быть такой: я исповедуюсь и причащаюсь за каждой Литургией, на которой присутствую. Это соответствует христианскому учению. Это наш долг.

- Если человек находится в нехристианской семье, то как ему соблюдать Великий пост?

- Тут возникает вопрос: что самое главное в христианстве? И мы возвращаемся к заповеди о любви к Богу и ближнему. Ее надо всегда ставить на первое место и согласовывать с ней все свои действия, в том числе, касающиеся поста. Есть у тебя есть возможность вести христианский образ жизни в нехристианской семье, то веди. Если нет, то не пытайся проложить границу между собой и домашними. Это раскол, ведь ты подвергаешь опасности мир в семье. Эту проблему люди решают по-разному. У кого-то хватает сил на то, чтобы готовить себе постные блюда, а другим - непостные. Но я бы рекомендовал готовить одинаковую пищу для всей семьи, а свои постные усилия направить на что-то более важное. Не идти по легкому пути отказа от животной пищи. Ведь все мы знаем, что нам проще что-то не съесть, чем читать каждый день по главе Священного Писания, да еще и с толкованиями святых, или заниматься социальной деятельностью, помощью ближним. Есть множество способов, которыми можно заменить телесный пост.

То же касается и супружеской жизни. Об этом говорит апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Предполагается, что муж и жена между собой решают, когда им поститься и молиться. Впрочем, это касается всех сфер супружеской жизни. Главное, чтобы все делалось по любви.

- Что для вас самое главное в посте?

- Самое главное – это не пищевые запреты, а исполнение заповедей Христовых. В связи с этим я предлагаю всем нам подумать над тезисом, который приписывается великому церковному писателю и богослову первых веков христианства, блаженному Августину Аврелию, епископу Иппонийскому: «Люби Бога и делай, что хочешь». Кому-то покажется, что блаженный Августин проповедует вседозволенность, однако это не так. Разве можно любить Бога и не исполнять Его заповеди? А это, как мы знаем, не так-то просто. Поэтому, важно понимать: чтобы полюбить Бога, нужно дорасти до этого.

Когда человек начинает любить Бога, то все второстепенные правила, рекомендации становятся все менее и менее значимыми. То есть, чем ближе я к Богу, тем меньше для меня значат ингредиенты продуктов и прочие подобные вещи. Когда я начинаю различать Его голос, то сам интуитивно способен ответить на многие вопросы. Чем дальше я от Него, тем Его голос менее различим, и я больше нуждаюсь в советах и подсказках.

Я хочу пожелать всем нам стремиться к этому состоянию, стремиться слышать Господа, любить Его. Ведь главная задача христианина – это наладить отношения с Богом. И Великий пост - это прекрасная возможность хотя бы положить начало этому или продолжить прерванный процесс.