Филолог НовГУ рассказала о древней энциклопедии семейной жизни, написанной новгородским священником

В феврале этого года в Валдайском музейном колокольном центре прошла лекция доктора филологических наук НовГУ им. Ярослава Мудрого Виктории Дидковской, посвященная энциклопедии семейной жизни XVI века – «Домострою». Мужское самодурство, телесные наказания, скупость и рабское положение женщины - первое, что приходит на ум при упоминании этой книги. В своей лекции филолог попыталась доказать, что это лишь поверхностный взгляд на уникальный памятник древнерусской литературы, за написание которого, кстати, его автор был изображен на памятнике «Тысячелетие России».

Оклеветанная книга

Как пояснила Виктория Генриховна, такому пристрастному и недоброжелательному восприятию «Домостроя» мы обязаны либеральной публицистике середины XIX века, где впервые прозвучало слово «домостроевщина». «На самом же деле домостроевщина - это уродливые явления в жизни России XIX века и безосновательно обвинять в них «Домострой», памятник литературы второй половины XVI века. Недопустимо оценивать любое произведение с позиций новых представлений о жизни. Оценка нормативной системы «Домостроя» по принципу «плохо» или «хорошо» лишена всякого смысла. Для правильного понимания его содержания нужно попытаться взглянуть на это произведение с позиций современной ему эпохи», - отмечает филолог.

Таким символом российского дореволюционного «тёмного царства» «Домострой» оставался до середины 70-80-х годов XX века, когда начали появляться прямо противоположные оценки его в науке и публицистике, и, прежде всего, в православной периодике.

Книга, рожденная Новгородской землей

Виктория Генриховна подробно рассмотрела историю написания «Домостроя». «Общепризнанным является мнение о новгородском происхождении памятника. Формировался «Домострой» в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде, самом демократическом и социально свободном государственном образовании на территории Руси. Именно в Новгороде читались и почитались тексты нравственного содержания. Именно новгородским происхождением исследователи объясняют сочетание в тексте «Домостроя» экономического содержания и нравственного подхода к отношениям между людьми в государстве, городе, семье», - рассказала В.Г. Дидковская.

Как отменила филолог, к числу наиболее спорных вопросов - проблема авторства протопопа Сильвестра. «Одни учёные считают, что в середине XVI века «Домострой» был написан духовником и сподвижником Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, в качестве назидания молодому царю, другие исследователи считают его редактором более древней рукописи», - пояснила лектор основные позиции, сложившиеся в научной среде.

По происхождению новгородец, Сельвестр приехал в Москву в 1542 году и был назначен в клир Благовещенского собора Московского Кремля - домовой церкви русских царей. Человек яркий, образованный и темпераментный, он был замечен и приближен Иваном Грозным, имел одно время исключительно сильное влияние на молодого царя, входил в состав Избранной Рады - фактически правительства при молодом Иване Грозном. Но с 1560 г. священник попал в опалу и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь.

Энциклопедия семейной жизни

XVI век - переломное время в жизни Московского государства и народа, время великих обобщений, время объединения и централизации власти. «Стоглав», «Великие Минеи Четьи», «Лицевой летописный свод», «Степенная книга царского родословии» - все эти труды имели цель собрать культурный и исторический опыт нашего государства. «Домострой» стал настоящей энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. Если переводить название «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придётся назвать его «Economicus». Виктория Генриховна обратила внимание на то, что «Домострой» проникнут стремлением к утверждению нравственного закона (идеала). «Христианская мораль распространяется в ней на бытовые подробности жизни Дома - одновременно и государства, и города, и имения, и семьи. Это устав домашней жизни, дающий ответ на вопрос: что надо делать, чтобы жить хорошо - быть богатым, здоровым и быть достойным Царствия Небесного», - рассказала филолог.

Также лектор пояснила понятие семьи по «Домострою», в которую входили не только родственники, но челядь и слуги. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою внутреннюю жизнь. Семья по «Домострою» — это маленький мир со своим внутренним устройством, в котором соблюдается строгий порядок и иерархия отношений. Опора семьи - хозяин, «государь». Глава дома занимает господствующее положение, но это не право, а скорее обязанность. К мужу предъявляются даже более суровые требования, чем к другим членам семьи. Например, мужьям, в соответствии с книгой, нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а жене и домочадцам - как уж получится. Так что главная тема «Домостроя» - это тема ответственности мужа за всё. Его грех отразится на жене, детях, слугах. Обязанность и ответственность перед Богом и людьми за семью давали хозяину широкие права. Он был вправе наказывать, прощать, наставлять остальных членов семьи. Кстати «Домострой» рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Но телесные наказания - это крайность.

Также Виктория Генриховна отметила, что статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого, который назван «одиноким человеком», к которому предъявляются менее высокие требования по организации домашнего быта: «А коли один живёт человек и не очень богат, да запаслив, держит для гостя пивцо в запасе, в марте сварив переварки ячневой да подсытив её; и простое пивцо тоже есть. Медку же сготовить к празднику и впрок сохранять во льду, засечь в нём медок и мартовское пивцо».

По «Домострою» главное в семье - это отношения между мужем и женой, которые можно определить, как уживчивость. В книге употреблено в этом значении слово «уноровить» - поступить сообразно с желаниями и представлениями другого человека. Жена, как хозяйка, также имеет много различных обязанностей по содержанию дома и по воспитанию детей и слуг. Роль её в семье велика, поэтому она обладает известной долей самостоятельности и правом на уважение. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей. По традиции обучение сыновей - обязанность отца. Жена, также, как и муж, имеет право отдавать приказания ключнику и слугам, однако, отправляясь в гости, она должна спрашивать у мужа совета, как и о чём с ними говорить.

Воспитанию детей в «Домострое» посвящены четыре главы. Воспитательные рекомендации приведены в книге сразу же после наставлений духовных, что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Отдельно описана забота родителей в отношении дочерей. Например, «разсудной отец» начинает копить приданое сразу же после рождения дочери и в случае её смерти отдаёт «на помин души». При выборе мужа рекомендуется особое внимание обращать на то, чтобы муж был «в версту», т.е. имел примерно равное социальное и имущественное положение. Следует отметить, что в этом совете содержится забота не только о жене, но и о муже, так как в случае социального или имущественного превосходства жена имела значительно больше шансов превратиться в ту «злую жену».

Главные добродетели по «Домострою»: труд, физический и нравственный, чистая совесть - понятны людям как XVI, так и XXI века, что делает эту книгу актуальной до сих пор. Но особый интерес исследователей вызывают бытовые советы, которые иллюстрируют повседневную жизнь Московской Руси. «Домострой» осуждает расточительность и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. «Всё это характерно для XV-XVI веков, когда и эпоха, и общество, и люди не были заражены потребительством. Для средневековья характерны частые эпидемии и голодные года, поэтому бережливость - залог вживания», - отмечает В.Г. Дидковская.

В завершении лекции Виктория Генриховна отметила, что каждое поколение читающих людей понимает «Домострой» по-своему: «В настоящее время отношение к «Домострою» поменялось на положительное. Я считаю, что «Домострой» - это книга о здравом смысле. Его рекомендации не отличаются современностью, но все они связаны с вечными человеческими проблемами».