Епископ Арсений:Надежда на внешнюю праведность может стать разрушающей для настоящей религиозной жизни

17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнес студент 3 курса Духовного училища Илья Соколов.

По окончании Литургии было совершено славление празднику Сретения. Затем епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что с сегодняшнего дня начинаются подготовительные недели к Великому посту:

«В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Христа о мытаре и фарисее. Фарисей, стоя в храме, благодарил Бога, а по сути восхвалял себя, свою праведность, реальную или мнимую. А мытарь не находил ничего другого, кроме как сказать: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Когда Христос говорил эту притчу, то, видимо, слышавшие Его фарисеи, простые люди и мытари понимали, что это не просто притча, что будет в ней какой-то смысл, неприятный для таких мнимых праведников, какими были фарисеи, и вселяющий надежду для таких грешников, какими были мытари. Концовка не заставила себя ждать: «Сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18:14).

Обратим внимание, что Христос не осуждает фарисея, ведь несмотря на то, что в Евангелии встречаются очень резкие, обличительные слова по отношению к книжникам и фарисеям от Самого Христа, в целом эти люди были очень религиозными и нравственными. Мы часто видим их в окружении Христа, они задают вопросы, спорят с Ним, пытаются понять Его слова, то есть проявляют неравнодушные к духовным вопросам. Обличение сводилось к тому, что они кичились своей праведностью. Священное Писание говорит, что нет праведного ни одного, все согрешили (Пс. 13:1), но эти люди, которые лучше других знали Писание, тем не менее выставляли себя наружными праведниками, а иногда и осуждали других людей, как в этой притче: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков... как этот мытарь» (Лк. 18:11).

Надежда на внешнюю праведность может стать разрушающей для настоящей религиозной жизни. В этом смысле фарисеи не умерли, не ушли из истории две тысячи лет назад. Фарисейский подход к праведности был во все времена существования Церкви, сохранился он и в наше время. Часто люди, не обращая внимания на самую главную заповедь о любви к Богу и ближнему, незаметно для себя, а может быть и осознанно, подменяют главное в Законе какими-то внешними сторонами церковной жизни. Очень легко рассуждать, как правильно поститься, сколько поклонов делать, в какие дни венчаться и т.д. Но не в этом внешнем, обрядовом распорядке состоит суть нашей веры. Это все вторично по отношению к тому провозвестию, которое сделало христианство уникальным в этом мире и с помощью которого оно завоевало мир: это весть о любви Бога к человеку и призыв человека любить Бога и ближних.

Без этой сердцевины не может быть истинной религиозной жизни, может быть только её имитация. Тогда все слова обличения, сказанные Господом книжникам и фарисеям, будут относиться и к нам с вами. Однако, Христос не говорит, что этот человек проклят и лучше бы ему не родиться, как например, сказано об Иуде, нет, Он говорит о том, что мытарь пошел оправданным в дом свой более (Лк. 18:14). Почему? Во-первых, это был явный грешник, в отличие от внешних праведников-фарисеев. Мытари были всеми призираемыми грешниками, ненавидимыми людьми, потому что они не только обирали свой народ, но и, самое важное, что они взимали налоги в пользу оккупационных властей. Можно представить из нашей недавней истории какой ненавистью платил народ этим людям. Они были отлучены от синагоги, были всеми призираемыми, но среди них были те, кто тоже откликались на слова Христа.

Евангелие описывает несколько случаев, таких как призвание и обращение Закхея, главного начальника мытарей, а один из обращенных и спасённых Христом грешников оставил нам Евангелие от Матфея. Поэтому Христос всегда подчеркивал, что Он пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние. И такие явные грешники: мытари, разбойники и блудницы, скорее откликались на слова Христа, чем наружные праведники-фарисеи. Это урок для всех нас, призыв к трезвению в нашей жизни, напоминание о том, что люди, которых мы считаем отлученными от Бога, недостойными какого-то доброго слова, могут глубже и полнее откликнуться на зов Христа, на Его слово, нежели мы. Итак, эта притча - урок нам накануне Великого поста, чтобы мы избегали мнимой фарисейской праведности, были открыты к другим людям, никого не осуждали, а также пытались подражать смирению мытаря Закхея и его желанию встретить Бога».