Епископ Арсений принял участие в открытии выставки, посвящённой 100-летию со дня смерти православного архитектора Альфреда Парланда

6 февраля 2019 года в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника состоялось открытие экспозиции «Альфред Парланд. К 100-летию со дня смерти выдающегося архитектора». На выставке представлены портреты, фотографии и чертежи из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», фотографии Альфреда Александровича Парланда и его родных из частных собраний Е. Ледовской (внучатой племянницы архитектора) и М. Парланд.

Выставку открыли генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева и директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.

В своём слове Юрий Витальевич отметил, что этот год в музее-памятнике «Исаакиевский собор» объявлен годом Альфреда Парланда, который является архитектором храма «Спаса на крови» в Санкт-Петербурге. В связи с этим данная выставка проходит в местах, отмеченных его работами. Так, например, в Новгородской области в Окуловском районе в деревне Козловка сохранился храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по проекту А. А. Парланда. 

Также Юрий Витальевич вручил епископу Арсению памятную медаль «200 лет начала строительства Исаакиевского собора 1818-2018».

Затем с приветственным словом к собравшимся обратился епископ Арсений. Владыка отметил, что благодаря неравнодушному отношению к своей работе сотрудников Новгородского музея-заповедника такие значимые события, как эта выставка, не проходят незамеченными для нашего общества. 

«Об Альфреде Парланде уже было сказано многое, хочется отметить только то, что он явил собой, наверное, уникальный образец соединения высокого служения нашей отечественной культуре и православной вере, - отметил владыка. - Свидетельством этому являются не только храмы, спроектированные этим архитектором, но и также тот, может быть, малоизвестный факт, что он принял православие с именем мученика Аттика, которое также написано на его кенотафе в Петербурге. Надеюсь, что эта выставка станет добрым событием, одним из звеньев в цепи последующего сотрудничества между музеями, послужит взаимному интересу и духовно-интеллектуальному обогащению». 

Добавим, что выставка будет работать до 10 марта 2019 года. Подробности по телефонам: 8 (8162) 77-37-38, 8-921-730-93-92, или на сайте музея. Адрес музея: Великий Новгород, Кремль, д. 11.

***

Альфред Александрович Парланд (1842–1919) – талантливый архитектор, шотландец по происхождению, родился в Петербурге, где в наивысшей степени раскрылись его многочисленные способности. С детства хорошо владевший английским и немецким языками Альфред Парланд получил прекрасное образование в Техническом колледже Штутгарта и Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, лучших учебных заведениях Германии и России. Во время практики в странах Европы, как подлинный художник, он не ограничивался зарисовкой и обмером архитектурных памятников, но и реставрировал здания в Помпеях, собирал материал для своего будущего учебника по истории античной архитектуры, серьёзно занимался рисованием и изучением европейских языков.

По возвращении на родину им была перестроена церковь Знамения Божией Матери в Петергофе (1896). По его проектам в конце XIX — начале XX веков возведены удивительные по красоте каменные здания по всей России: церковь Успения Пресвятой Богородицы в Опочке Псковской губернии; большой трёхпридельный собор во имя Святых бессребренников Космы и Дамиана с шатровой колокольней в городе Сычёвке; двухэтажный Николо-Гергиевский храм в селе Ядревичи (сейчас — Смогири) Смоленской губернии; храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Новгородской губернии. Парландом созданы десятки проектов гражданских сооружений: от здания биржи до театра. Многие были воплощены в жизнь: частный жилой дом в Санкт-Петербурге, усадьба на берегу Волги в посёлке Юрино в виде романтического замка, здание Коммерческого училища в Рыбинске.

Безусловно, главным трудом жизни Парланда является архитектурный шедевр в центре Санкт-Петербурга — Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Больше двадцати лет жизни он отдал этому сооружению, являясь и его архитектором, и инженером-строителем, и декоратором. Уникальный памятник стал визитной карточкой города, а имя Альфреда Александровича Парланда навсегда осталось в истории отечественной и мировой архитектуры.