645

3 февраля 2019 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Луки об исцелении Господом иерихонского слепца:

«Иерихон был крупным торговым городом, известным ещё с древних времён. В настоящее время раскопки говорят о том, что это один из первых городов на земле. Иерихон также упоминается в Библии в книге Исход в событиях, связанных с исходом Израиля из Египта. За нечестие, язычество, за развращенность местных жителей Господь помогает израильтянам захватить этот город - стены Иерихона пали от звуков труб израильского воинства, но впоследствии этот город был отстроен заново.

И вот Господь Иисус Христос, направляясь в Иерусалим на праздник со Своими учениками и множеством простых паломников, проходит этот город. Евангелист Лука рассказывает, как нищий слепец, сидевший у врат города, узнав о том, что мимо идёт Иисус из Назарета, возопил громким голосом: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). «Сын Давидов» - это титул иудейских царей, и крик слепца о помощи говорит о том, что он, может не умом, а сердцем, почувствовал, что проходит мимо не простой человек, а Мессия, по-гречески Христос, что Тот, Кого ожидали, уже явился. Когда же его крики стали доноситься до Христа и тех людей, которые Его окружали, то, видимо, некоторые люди пытались заставить этого слепца замолчать, но он стал ещё громче кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38).

Это исповедание, эта вера сделала то, что, с точки зрения земных условий, казалось невозможным. «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42), - говорит Христос, возвращая ему зрение. Примечательна эта настойчивость: слепец не перестал кричать, даже когда его заставляли замолчать, но наоборот возопил ещё громче. Это крик души, вопль отчаяния. Приходит на ум образ раненного зверя, который кричит и делает все, чтобы выжить. С таким усердием и порывом обращается этот слепец.

Это урок и всем нам. Наша вера не должна быть простой теплохладностью, сентиментальностью, душевностью. Когда мы вспоминаем что-то из своих нужд, с чем бы мы могли обратиться к Богу, то мы должны просить так, как этот евангельский слепец, всей обращенностью своей жизни, всей любовью, всем доверием к Богу. Образ слепца - это образ каждого из нас. Иногда наша вера встречает препятствие, как у этого слепца, которого заставляли замолчать, не обращаться к Богу. Это могут быть самые разные искушения мира: война против веры, против Церкви, насмешки или неверие людей, которые к месту или не к месту привыкают глумится над тем, что является для православного человека святыней.

Мы никогда не должны закрывать глаза и смирятся с этим, нужно пресекать такие разговоры. Мы должны говорить: «Я верую, что Бог открывается тем, кто ищет Его, что Церковь - это дом Божий, в котором нам даровано все для спасения и жизни вечной. Я верую, что православная вера - это великое богатство и великая красота, выше которого нет ничего в этом мире». Поэтому, какие бы искушения мы не встречали на нашем пути, для человека, который искренне ищет Христа, не будет никаких преград, и такая вера спасет его. А для человека равнодушного, теплохладного будут сильны любые отговорки, чтобы не пойти в храм, чтобы не читать дома Евангелие, чтобы не совершать дела милосердия. Но, если мы однажды решили следовать за Христом, взяв свой крест, то ничто не должно заставить нас умолкнуть, ничто не должно заставить нас поворотить вспять, ничто не должно заставить нас изменить Богу, верность Которому мы обещали хранить с момента своего крещения. Пусть наша жизнь всегда будет под судом нашей совести, чтобы каждый день нашей жизни мы испытывали себя на верность Христу и Его заповедям, на верность Церкви Православной. Чтобы каждому из нас услышать этот желанный Божий глас: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42)».