Церковь чтит память прп. Макария Римлянина, Новгородского чудотворца

1 февраля Церковь чтит память Светильника Церкви Православной, основателя Макарьевской пустыни - преподобного Макария Римлянина, который, будучи католиком по рождению, избрал для себя Церковь Восточную, Православную, и, раздав имущество, тайно уехал из Рима в Великий Новгород.

Прп. Макарий родился в конце второй половины XV столетия, в шумной столице Запада – Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Благочестивые родители и воспитали своего сына-первенца в строгих законах религии, и дали ему блестящее по тому времени научное образование. Одаренному от природы высоким умом юному римлянину предстояла завидная будущность на поприще службы общественной, но не желал юноша бренной славы, не искал почестей, он жаждал иной жизни - жизни созерцательной, духовной.

Достигши лет совершенных и отказавшись от всех удовольствий и наслаждений, он решил посвятить себя служению не тленному миру, но Творцу его - Всемогущему Богу. Изучение Священного Писания, творений святых отцов было постоянными занятиями будущего подвижника. Мечты: жить согласно учению Святой Церкви, усвоить себе ее истины и догматы и постепенно приготовить себя к строго-подвижнической жизни - всецело овладели его сердцем.

Но западная Церковь, к которой принадлежал он по рождению, полная в то время смут внешних и беспорядков внутренних, не могла пленить пылкий ум молодого богослова, ее уставы и обрядность не могли казаться ему истинно чистыми, непогрешимыми. С болью в сердце взирал ревнитель о Господе на религиозную жизнь гордого, кичливого ложным могуществом Рима, на наступивший раскол среди высших иерархов церкви и духовных их чад.

Католический Запад переживал тогда тяжелое для него время. Папство как бы утратило в глазах многих свое прежнее высокое значение и пришло в такую слабость и расстройство, что делами Церкви руководила светская власть.

Скорбел будущий подвижник и со слезами молил Бога указать истинный путь спасения среди погруженной во мраке греха и суеты мирской, но родной ему Церкви, и Господь не отринул мольбу своего избранника. Он обратил духовный очи его на единую спасающую Церковь, прославленную Соборами святых отец за правоту, непреложность ее догматов и учения, освященную подвигами и молитвенными трудами великих ее мужей - церковь Восточную, Православную.

«Только под ее святым покровом, среди ее чад я найду спасение», - думал он и тайно покинул Рим, раздав неимущим богатство свое, оставляя родных и присных своих. С посохом странника-пилигрима, в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую, неизвестную ему страну - Святую Русь.

Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении. Своими подвигами преподобный привлек к месту особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений и иноческой жизни, и являвшуюся то в виде огненного столпа, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности.

Вскоре на месте своих подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Обитель эта, названная Макарьевской пустынью, находилась в Новгородской губернии, на границе с Петербургскою губерниею, в 110 верстах от Новгорода и в 97 верстах от столицы. Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения. Мирная кончина преподобного Макария последовала 15 августа во второй половине XVI в. Тело святого было погребено в построенной им Успенской церкви.

Обитель святого Макария, перенесшая немало невзгод и пережившая века, была разрушена в один из набегов иноплеменников в тяжелое для Отечества смутное время и, к глубокому прискорбию верующих, теперь находится в совершенном запустении. Господь сохранил только святыню ее: нетленные мощи основателя.