Протоиерей Иоанн Пушкарёв: Крещенская вода – это не магическое средство: только при внутренней работе человека происходит его благодатное преображение и исцеление

18 и 19 января 2019 года православные верующие посёлка Демянск отметили один из главных христианских праздников - Крещение Господне, основной традицией которого является освящение воды.

Благочинный Демянского округа, настоятель церкви Воздвижения Креста Господня посёлка Демянск, протоиерей Иоанн Пушкарёв совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня. В ночь с 18 на 19 января в Крестовоздвиженском храме прошло праздничное богослужение, по окончании которого молящиеся были окроплены святой крещенской водой, и получили возможность набрать её для благочестивого использования.

Протоиерей Иоанн Пушкарёв рассказал корреспонденту епархии, что Крещение - это очень древний христианский праздник. В этот день верующие вспоминают Крещение Иисуса Христа в реке Иордан, с которого началось Его служение человечеству. Слово «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Одной из традиций Крещения является купание в проруби. Но Церковь никого не обязывает соблюдать эту традицию, поскольку всё зависит от желания человека. Это народный обряд. К церковной традиции относится участие верующих в праздничных богослужениях, Исповеди и Причастии, а также употребление внутрь крещенской воды.

По словам отца Иоанна, вода в этот день обладает особой благодатью, потому что над ней читается особый чин освящения, отличающийся от обычного. Крещенская вода освящает и преображает ум, душу и тело человека, если он принимает воду с благодарностью, верой и любовью к Богу, а также покаянием в грехах.

«При условии внутренней работы человека, раскаянии в своих грехах святая вода помогает принести мир душе, освободить её от терзаний и скорби, а также исцелить тело от различных недугов. Это не магическое средство: попил и исцелился. Только при внутренней работе происходит благодатное преображение. Также важно помнить, что при небрежном отношении к святыне, она может принести человеку не пользу, а вред и стать причиной болезней», - пояснил священник.

Отец Иоанн отметил, что в Крещение многие люди идут купаться в прорубь, считая, что вода «смоет» их грехи, однако, это всего лишь суеверие: «Крещенская вода «смывает» грехи только тогда, когда идёт покаяние и внутреннее изменение человека. Важно не только внешнее омовение тела водой, но и внутреннее «омовение» души и сердца с целью очистить их. Ведь в Священном Писании сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)».

Настоятель Крестовоздвиженского храма подчеркнул, что исцеление от крещенской воды могут получить не только православные, но и иноверцы: «Это великий дар Господа, Его широкий жест: Он принимает всех без исключения, если видит веру в сердце человека. В Священном Писании есть много примеров, как Христос через исцеления и другие чудеса обращал язычников в христианство. К примеру, по вере матери-хананеянки, которая была язычницей, Он исцелил её беснующуюся дочь (Мф. 15:21-28)».

Отец Иоанн напомнил, что у верующих есть благочестивая традиция: хранить крещенскую воду дома и с благоговением, и молитвой употреблять натощак. Хранить её необходимо в чистом месте и чистой посуде.

«Если мы будем относиться к святой воде без благоговения, с небрежностью, то она потеряет свои благодатные свойства и может испортиться. У меня в практике был случай такого отношения к воде. Она просто стухла. Однако, человек, увидев это, покаялся, исповедался и причастился, и придя со службы, увидел, что вода вновь обрела чистоту и стала вкусной», - отметил священник.

Отец Иоанн добавил, что крещенскую воду можно сколько угодно разбавлять обычной водой, «концентрация благодати с разбавлением не уменьшится». Также к святой воде нужно относиться не только с благоговением, но и с рассуждением, не доходя до крайнего фарисейского «благочестия»:

«Святой водой можно омываться в бане, кропить жильё, машину, двор и даже поить домашних животных. После окропления святой водой можно мыться обычной водой. Если святая вода капнула на пол, его тоже можно мыть и т.д. Касательно святой воды нужно руководствоваться не народными поверьями, а опытом Церкви и здравым смыслом».