597

6 января 2019 года, в Навечерие Рождества Христова, епископ Арсений совершил Божественную литургию в соединении с вечерней в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. После Литургии было совершено славление Рождеству Христову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором звучали имена предков по плоти Господа Иисуса Христа. Это первые стихи Евангелия от Матфея, «книга родства» по-славянски, а по-русски «родословная Иисуса Христа». Здесь читается длинный список имён от Авраама до Христа, и человеку неподготовленному трудно понять, почему Новый Завет начитается с такого перечня имен, почему эти имена звучат накануне праздника.

От Авраама до Давида 14 родов, от Давида до переселения в Вавилон, то есть до пленения вавилонского, 14 родов, и потом ещё до Христа 14 родов. И это только две тысячи лет до Рождества Христова, а мир ожидал Спасителя, начиная с первых людей, всю свою историю, вольно или невольно, осознано или не осознано, но ожидал этого дня спасения. Вера в истинного Бога, грядущего Спасителя мира сохранилась в одном народе, сохранилась относительно незамутнённой, хотя и с примесями каких-то национальных представлений. Однако в этом народе был явлен Спаситель мира уже для всех народов земли.

Имена, звучащие в начале Евангелия, не пустой звук. Для древних людей, людей библейской культуры быть вписанным в летопись, родословную, означало принадлежать народу Божиему. Этому предавалось очень большое значение. Некоторые книги Священного Писания так и называются - летопись или Паралипоменон. Нынешнее евангельское чтение, которое говорит о том, что Христос Спаситель не просто явился в мире, Он вошёл в историю этого народа и в историю всех народов земли. Он стал неотделим по плоти и крови от нас, родственным нам через воплощение, через принятие человеческой природы.

Поэтому евангелист Матфей заключает этот список имён пророчеством Исайи о том, что что исполнилось пророчество, сказанное ещё за семь веков до Рождества Христова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Мф. 1:23). Еммануил - таинственное, прообразовательное имя Христа, означающее «с нами Бог», а когда Он родился, Ему нарекли имя Иисус, которое ангел возвестил Иосифу, что значит «Бог спасает». Поэтому в Рождестве Христовом мы празднуем приход в мир спасения от Бога.

Звезда, которая воссияла в ночь Рождества, означает, что мир уже никогда не будет прежним, что все мы находимся под покровом Божием и приняты в Его народ. Он стал одним из нас, чтобы нас сделать Своими, чтобы нас принять в Свою семью, и поэтому каждый раз, когда мы открываем Новый Завет и видя этот перечень имен, вспомним об этом и возрадуемся. Пусть каждое имя звучит в наших сердцах как удар пасхального благовеста, означающего любовь Бога к человеку, любовь к каждому из нас, и вместе с архангелами и ангелами воспоём: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение» (Лк. 2:14).