Епископ Арсений: Если человек глух к нужде ближних, то его богатство становится стеной, мешающей ему войти в Царствие Божие

16 декабря 2018 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Шимске.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Луки, где было сказано, что некий законник, то есть начальствующий, искушая Господа Иисуса Христа, обратился к Нему с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Во всей литературе того времени мы не встречаем, чтобы кто-то так обращался к учителям и толкователям закона. Сами раввины, книжники и фарисеи говорили, что благ только закон. К человеку такое обращения не применялось. Поэтому Спаситель исправляет оба таких подхода: искушающее и мнимо уважительное обращение этого начальника - «учитель благий», а также и мнение книжников и фарисеев, что благ только закон.

Книжники и фарисеи обожествили закон и поставили во главу угла заповеди, которые содержались в нём, а также в так называемом «предании старцев». «Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19), - отвечает Христос. Трудно представить, что человек, который, как сказано, искушал Его, действительно верил, что перед ним стоит воплощённый Сын Божий, пришедший ради нашего спасения. Дальше Господь отвечает: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). На что этот начальник поспешно отвечает: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). И тогда Христос говорит: «Еще одного недостаёт тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22).

После такого ответа вопрошающий опечалился, а Господь сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:24-25). И тогда те, кто слушал Его стали спрашивать, кто же может спастись, как будто Христа окружали одни богачи. Но ни апостолы, ни другие последователи, ни книжники и фарисеи, как правило, не были богатыми людьми. Однако, эти слова настолько поразили слушающих, что они стали спрашивать о том, кто же может спастись. На что Господь сказал: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).

По слову владыки, всё в этом рассказе примечательно, но особенно концовка: «Невозможное человекам возможно Богу». «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13), - говорит апостол Павел. Там, где с точки зрения человеческих усилий, обстоятельств и условий ничего не должно получиться, когда неоткуда ждать помощи, как, например, можно привести событие, которое мы вспоминали недавно, связанное с памятью иконы Божией Матери «Знамение», но Богу всё возможно. В ответ на горячие молитвы, в ответ на горячую веру Богу помощь приходит. Так и в нашем спасении, нельзя никогда отчаиваться, думая о своих грехах.

Да, действительно, грехи тяготят нас, но для того и мы участвуем в Таинствах, особенно в Таинстве Причастия, когда принимаем Тело и Кровь Христову «во оставление грехов и жизнь вечную», подчеркнул епископ Арсений. Мы омыты Кровью Христа и не должны этого никогда забывать, но это также обязывает нас и к праведной жизни. Что же касается богатства, то святые отцы всегда подчёркивали, что богатство само по себе не служит препятствием для Царства Божия, важно то, насколько человек сможет им праведно распорядиться. Чаще всего, если человека состоятельного окружают нищие, нуждающиеся люди, просящие его помощи, а человек оставляет своё сердце закрытым и остаётся глухим к нужде, тогда это богатство для него становится серьёзным препятствием, стеной, мешающей войти в Царствие Божие.

Христос описывает возможность спасения для богатого метафорически, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши», а книжники говорили в то время, что скорее слон пройдёт через игольные уши, чем богач войдёт в Царствие Божие. Но в словах Христа есть и историческое основание: во вратах Иерусалима была калитка, в которую мог пройти человек, но через которую с огромным трудом мог протиснуться и ненавьюченный верблюд. Иными словами, Господь не отрицает возможности спасения, Он говорит о сложности спасения для богатых, потому что богатство является большим соблазном. Зачастую, человек состоятельный действительно, остаётся чёрствым, глухим и слепым по отношению к окружающим его людям, беде и нужде.

Но христианин не должен быть таким, пусть даже он небогат, но доброе сердце, молитва, добрые слова, а иногда и дела, могут сделать больше, чем какое-то состояние. Главное - наше участие, неравнодушие, верность Христу, потому что, если мы будем верными Ему, то никогда не сможем пройти мимо нужды, беды, отчаяния. Мы никогда не затворим своё сердце, как Господь не затворяет от нас Своё. Будем помнить об этом, будем учиться жить по-христиански, чтобы слова Господа всегда звучали в нашем сердце: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).