546

13 декабря 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в храме святого апостола Андрея Первозванного в селе Грузино Чудовского района. После Литургии было совершено славление с молитвой святому апостолу Андрею.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он отметил, что согласно Евангелию от Иоанна, апостол Андрей был призван первым. Он, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал, как тот указывал на Спасителя: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Апостол Андрей оставил своего учителя и последовал за Христом. Затем он также привёл к Нему и своего брата, будущего апостола Петра. В Евангелии от Иоанна Андрей упоминается ещё дважды: в обстоятельстве насыщения пяти тысяч людей в пустыне, когда он говорит Христу, что у одного мальчика есть несколько хлебов и две рыбы; другой эпизод повествует о том, как он вместе с Филиппом привёл ко Христу эллинов, то есть язычников, которые прибыли в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу. Тем самым апостол пророчески предзнаменовал апостольскую проповедь по всему миру. 

О дальнейших благовестнических трудах апостола Андрея мы уже узнаем из церковного Предания, из различных житий, которые появлялись позже и отражали те или иные местные предания и сказания о жизни святых апостолов. Согласно такой житийной традиции, апостолы по жребию разделили уделы всей земли и решили, где кто должен проповедовать. По этому жребию апостолу Андрею досталась Греция, а также Скифия. Об этом говорил в IV веке историк Евсевий Кесарийский, а Скифия - это та страна, где впоследствии возникла Киевская Русь, и где становилась история нашего Отечества. Поэтому Русская Православная Церковь считает апостола Андрея Первозванного своим покровителем. 

По слову владыки, апостольский отрывок, который читался на Литургии, говорит о благовестнических трудах апостолов. Хотя апостол Павел говорит о себе самом, но это в полной мере применимо и к Петру, и к Андрею, и к Иоанну, и к Филиппу, и к прочим апостолам. «Нам, последним посланникам (авт. – русское слово «посланник» - это перевод с греческого слова «апостол»), Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9). Он использует выражение из реалий древнего мира, которое соответствует ещё славянскому слову «зрелище». Зрелище было на стадионах или в цирках, когда туда выводили на смерть рабов как гладиаторов или просто приговорённых на растерзание диким зверям.

По слову Павла, все апостолы являются как бы приговорёнными к смерти перед этим миром. Весь мир - зрелище, а они участники этого зрелища, и должны своей кровью засвидетельствовать Слово Божие. Все апостолы стали такими свидетелями, о которых говорил Христос: «Будете Мне свидетелями <...> даже до края земли» (Деян. 1:8). Одно из значений слова «мученик» - это «свидетель», и апостолы, призванные быть свидетелями, также стали страдальцами за Христа. Они своей кровью и мученичеством засвидетельствовали истину своего провозвестия о Христе.

Далее апостол говорит: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4:12-13). Вот в этих словах, а также в словах апостола Павла из послания к Римлянам, которые пелись перед Причастием: «Кто ны разлучит от любви Божией» (Рим. 8:35), выражается суть апостольского служения. Никто, никакая тварь не сможет апостолов, как и любого истинного христианина, разлучить от любви Божией. И тут стоит ещё раз обратить внимание на эту характеристику апостольской проповеди: «Гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4:12-13). В первом веке христианство пронеслось по всему миру трудами святых апостолов, благодаря проповеди любви, благодаря тому, что они не на словах, а своими делами и жизнью являли этому миру любовь.

Мир нуждается в любви, как две тысячи лет назад, так и сейчас. Не просто слово о любви, но настоящая любовь способна изменить этот мир, ведь «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16), как сказано в Евангелии. Эту любовь апостолы явили не только словом, но и делом. Любовью смогло христианство привлечь иудейский, и насколько это возможно, языческий мир. Любовью христианство смогло стать Вселенской Церковью уже в первом веке, так что многие народы, в том числе и наши предки, восприняли христианство. Каждый раз, когда мы в «Символе Веры» поём о Церкви Соборной и Апостольской, это напоминает нам о нашем апостольском призвании. Ведь мы, православные христиане, тоже являемся учениками Христа. А значит, мы должны нести учение Господа не только словом, но и делом: любовью, милосердием, состраданием, помощью ближним.

Эти мысли особенно актуальны в период поста, который готовит нас к Рождеству Христову. Поэтому, празднуя память апостола Андрея, как и память других святых, необходимо вспомнить о том главном, что их сделало таковыми - они восприняли в себя частицу Божественной Любви, и отдали её миру. Они стали проводниками этой Божественной Любви, поэтому и нам важно понять, что наше призвание, наше апостольство в добрых делах, в любви, которую мы должны явить этому миру в качестве самого сильного благочестия о Боге, Который есть любовь.