552

4 декабря 2018 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. За Литургией владыка прочитал «Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм» святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского.

В этом тексте говорится, как Иоаким и Анна скорбели о том, что они бесчадны, ведь во время их жизни бездетность считалась Божиим наказанием. Даже дары, которые они приносили в храм, не принимались священниками. «Не следует тебе принести их Богу, поелику ты не имеешь потомства во Израиле», - говорили священнослужители Иоакиму.

Смущённый и одержимый скорбию Иоаким вышел из храма и на горе, в уединении, молясь Богу, с сокрушённым сердцем взывал к Богу: «Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия…». 

Анна же в это время, усмотрев уединённое место в саду своём, как горлица пустынная, взывала к Творцу и Создателю: «Всевышний, и отыми от меня печаль безплодия, дабы рождённый от рабы Твоей отпрыск, мужеский-ли то, или женский, я принесла Тебе в дар, как благовонную жертву, как чистое приношение, как перворожденное агня, как новoго Исаака».

Явился им Ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: «Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога».

После сего благовестия по прошествии девяти месяцев Анна родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, Заступницу спасения мира.

Когда Мария достигла трёх лет, то Анна сказала Ей: «Но гряди, Дщерь, к Тому, Кто даровал мне Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселие мира, вниди в радость Господа; насладись красотою Того, Кого в скором времени ты родишь, как человека. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. <…> приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея».

Сказав это, Анна отправила Деву Марию в храм к священнику Захарии и радостно взывала к нему вместе с Иоакимом: «Приими, иерей, честную, непорочную. Приими, пророк, кадильницу невещественного света. <…> Введи во внутреннейшее храма Господня и принеси вместо святыни Ту, Которую Всевышний создал для Своего обитания. Введи во святое святых Ту, Которая скоро будет носить во чреве Невидимого».

После сего Захария, как пророк Божий, объятый Духом Святым, воскликнул: «Прославляю Тебя – непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя явившуюся из всех родов невестою Бога. Воспеваю Тебя, Которая скоро имеешь явиться новым небом. Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень».

Украсив такими священными словами Деву Марию, пророк Божий возвел Её во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма. Мария же с тех пор ежедневно в одиночестве служила Создателю, «поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела <…>».

Святитель Тарасий в конце своего слова восторженно говорит о Деве Марии, сравнивая Её с небом, солнцем, землёю, жемчугом и Раем:

«Чрез жену мы прияли смерть: чрез Жену нам снова возвратится всё. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди: чрез нея же мы снова насытимся пищи безсмертия. <…> Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим.

Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться» (Псал. 103, 32). Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино... Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека (вместе); и мы целуем честнoе изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес».

Полное «Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм» святителя Тарасия можно прочитать здесь.