Епископ Арсений: Мы можем на словах исповедовать Христа Господом, но часто живём так, словно каждый из нас - сам себе господь

4 ноября 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Казанском храме города Чудово.

После Причастия был совершён крестный ход и славление с молитвой перед иконой Пресвятой Богородицы. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что история установления праздника в честь Казанской иконы связана с освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Православное почитание Матери Божией восходит ещё ко временам древней Церкви. Уже при жизни Она была окружена почитанием первого поколения христиан.

Хотя Пресвятая Дева также, как и другие ученики Господа, столкнулась с ненавистью, непониманием и гонениями со стороны мира сего, Она прошла Свой путь до конца в покорности Богу. После Своего Успения Она не оставила нас, но помогает каждому приходящему к Ней. Христиане особо почитают Богородицу, потому что, помимо личной святости, Она сыграла исключительную роль в истории нашего спасения, став Матерью Спасителя. И потому почитание Пречистой Девы всегда должно устремляться к почитанию Сына Её и Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому в Богородичные праздники апостольское чтение посвящено Христу. Апостол Павел в послании к Филиппийцам передаёт древний христианский гимн, в котором сказано, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:6-11).

В этом отрывке самое важное - это завершение, говорящее о том, что Иисус Христос - Господь. Это древнехристианский символ веры, он был выражением ощущения Его присутствия в жизни христиан, ожидающих Его возвращения со славою. С этими словами они шли на муки, потому что не приносили жертвы римским императорам, которые заставляли своих подданных оказывать им божественные почести, присваивая себе титулы «господь» и «спаситель». Христиане исповедовали, как и мы сегодня исповедуем, что «един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Мученики древней Церкви и новомученики Церкви Русской XX века в своём бесстрашии стали твёрдыми и убедительными провозвестниками Воскресения Христова, победы жизни над смертью. Они стали истинными свидетелями того, что даже сама смерть не может отлучить нас от Бога.

По слову владыки, мы должны задать себе вопрос, можем ли мы от всего сердца сказать вместе с апостолом Павлом, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца? Реально ли мы так веруем и чувствуем? Перед каждым христианином стоит множество искушений, как внешних, так и внутренних. Часто соблазны испытывают нашу веру на прочность, и, пожалуй, самым главным соблазном для человека является его «Я». Мы можем на словах исповедовать Христа Господом, но часто живём так, словно каждый из нас - сам себе господь. И это верно не только в отношении гордости, но и для любой другой страсти. Когда христианин забывает о Боге и поддаётся искушениям мира сего, то он не словами, конечно, но поступками свидетельствует, что не Христос, а что-то другое является для него господом. Но Церковь снова и снова напоминает нам, что один Господь - Христос, что Он наша жизнь и путь к Отцу. 

И на этом пути, пути исполнения заповедей Христовых, верной помощницей, защитницей и молитвенницей для нас является Его Пречистая Матерь. Для каждого из нас должны стать образцом Её безграничное смирение, любовь и доверие Богу. А Её слова, сказанные в день Благовещения, «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) и означавшие начало нашего спасения, должны стать и нашей молитвой, когда мы со вниманием в сердце ежедневно повторяем слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя».