2984

Сегодня, 10 октября, отмечается Всемирный день психического здоровья. Последние десятилетия проблемам душевных болезней уделяется большое внимание, ведь по данным ВОЗ, в мире к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятёрку заболеваний, ведущих к потере трудоспособности. Что такое душевные расстройства, по каким причинам они возникают и как лечатся рассказал психиатр-нарколог Психоневрологического диспансера города Старая Русса и настоятель старорусской Троицкой церкви священник Виталий Александров.

- Отец Виталий, расскажите, как появилась психиатрия и зачем она нужна?

- Больные психическими заболеваниями были ещё во времена Гиппократа и Галена. Языческие лекари встречались с подобными заболеваниями и описывали их. Таким образом, можно сделать вывод, что лет за 500 до Рождества Христова врачи уже предполагали существование души или психики как чего-то независимого от тела, чего-то, что может заболевать и что можно лечить. В начале XIX века появилась наука психиатрия (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», «сознание», «характер» + др.-греч. ἰατρεία «лечение», «исправление», далее от ἰατρός «врач»), которая стала лечить отклонения от норм поведения. Её цель – компенсация поведенческих отклонений на раннем этапе их развития и адаптация человека с изменением личности в существующем социуме с учётом его инвалидизации и работоспособности. Есть заболевания, которые уже не совместимы с активной жизнью в социуме, когда человек не может ни нормально общаться, ни иметь семью, ни работать. Врачи-психиатры уже третье столетие работают именно с такими людьми.

- Вы являетесь не только психиатром, но и священником. Обе эти профессии связаны с исцелением души. В чём же их отличие?

- Для священника важна вера человека в Бога, его вселенское состояние гармонии согласно с догматическими основами Церкви, с Таинствами и канонами, и как основа – расположенность к покаянию. Оценка человека – духовная, эмоциональная, душевная, целостная. Главный способ воздействия на человека – наблюдение и личный пример пастыря.

Наука не приемлет существование Творца и всех бесплотных сил. Пытается обойтись без них. Это, наверное, главное отличие и тема для спора между наукой и религией. Для психиатра важно социальное состояние личности – гармония с обществом, работоспособность, максимальная адаптивность в социуме. Оценка человека – анализ, логика, тестирование, фиксация через описание (история болезни и пр.). Главный способ воздействия – опыт, эксперимент, внушение, лекарства.

Отличие есть и в подходе к вопросу, в том числе и оценке качеств человека. Для священника важнее нравственные качества человека, для врача – его физические и социальные данные, а также мышление, здоровое или болезненное.


--цитата--

«Некоторые священнослужители вместо того, чтобы отправить человека к врачу, отправляют его на отчитку. Отчитку можно сравнить с гипнозом в психиатрии. Поскольку, и то, и другое лишает, или ослабляет волю пациента и предусматривают разовое „исцеление“»

Священник Виталий Александров


- Что такое духовный недуг и психическое заболевание? В чём между ними разница?

- Духовное и психическое заболевания - это одно и то же. Это две стороны одного и того же состояния человека. Просто можно посмотреть на них с разных сторон. Если священник смотрит на психическое заболевание, он воспринимает его как духовное отклонение – греховность или беснование. Всё это можно воспринимать с духовной точки зрения, но всему этому есть название и в психиатрии, более точное и развёрнутое - агрессия, галлюцинации, фанатизм, «прозорливость», кликушество, неврастения, слабость и т.д.

Психиатр не изучает богословия, он в богословии ребёнок, поэтому не может объяснить определённых вещей. С другой стороны, священник не изучает психиатрию и может неверно «поставить» человеку диагноз: шизофрения, эпилепсия, неврастения, алкогольная зависимость и др. Некоторые священнослужители советуют не принимать лекарств, что иногда негативно сказывается на здоровье пациента. Порой священники очень амбициозны и самоуверенны в этом плане, потому что запрограммированы на советы.

В определённых случаях консультироваться с врачом нужно обязательно. Ведь, к примеру, терапевт не всегда может самостоятельно поставить диагноз, и он консультируется с хирургом, хирург может направить на обследование, например, к психиатру или невропатологу для уточнения диагноза.

Есть и юридическая сторона вопроса – закон о психиатрической помощи. Ставить диагноз шизофрении и алкогольной зависимости может только врачебная комиссия в специализированном учреждении, а не священник. Хотя в психиатрии, как и в любой другой отрасли медицины, нужно с осторожностью выбирать специалиста: некоторые психиатры считают веру в Бога симптомом психического заболевания…

Так уж повелось, что психиатры зачастую считаются врагами священников за то, что раньше священнослужителей за веру держали в психбольницах. И меня не все воспринимают как священника, говорят, что невозможно быть одновременно священником и психиатром.

Есть ещё один важный момент. Некоторые священнослужители вместо того, чтобы отправить человека к врачу, отправляют его на отчитку. Отчитку можно сравнить с гипнозом в психиатрии. Поскольку, и то, и другое лишает, или ослабляет волю пациента и предусматривают разовое «исцеление».

В подобной ситуации, помимо врачебной помощи, я скорее вижу пользу от регулярного Причастия, Исповеди, молитвы, совершения чина освящения жилища, в тексте которого, кстати, есть прошения об изгнании бесов.


--цитата--

«Начало беснования – это добровольный отказ человека от божественной защиты. Люди не понимают, что душа наша дороже всего мира, бесы за неё рьяно и жестоко борются!»

Священник Виталий Александров


- Отец Виталий, а что такое беснование и почему оно возникает?

- Как мы уже говорили, с точки зрения священника, набор духовных болезней небогат – греховность и беснование. Греховность проявляться может по-разному, в зависимости от типа греха и страсти, которая владеет человеком. А вот беснование - это крайняя степень запущенности какой-то страсти или греха, которая проявляется явным неадекватным поведением с проявлением, к примеру, немоты, слепоты, агрессии, в том числе по отношению к Богу, нечеловеческой физической силы.

Беснование – это осложнение духовной болезни вследствие греховности. Это ослабление защиты Божией. Господь контролирует дозы этой защиты. Но её ослабление или укрепление происходит не без нашего участия. Если человек добровольно стремится к Богу, то Господь как Пастырь и любящий Отец защищает человека, несмотря на его слабость, страсти. Но если человек отказывается от помощи Божией, порочит Его Имя и утверждает, что Бог виноват во всех его бедах, то о какой Божией защите может идти речь? Это и есть начало беснования – добровольный отказ человека от божественной защиты. Люди не понимают, что душа наша дороже всего мира, бесы за неё рьяно и жестоко борются!

Как правило, беснование - это длительный процесс. Начинается он незаметно, но постепенно человеку становится всё хуже и хуже. Кстати, часто беснование встречается среди фанатичных и лицемерных «верующих», которые пытаются вести духовную жизнь без смирения. Это страшно. Такие люди наносят вред не только себе, но и своим близким. Своим поведением они отвращают ближних от веры. И люди думают, что все верующие вот такие религиозные фанатики, как этот. Я считаю это сектантством в Православии.


--цитата--

«Любой пьяный или находящийся под наркотиками человек – это тоже бесноватый, ставший таким по своей воле»

Священник Виталий Александров


- Как понять, что человек бесноватый?

- Сразу скажу, что святая вода здесь не поможет. Есть такой миф – полить бесноватого святой водой, и ему сразу станет плохо. То есть ведущим критерием определения бесноватости считается реакция на святыню. Однако практика показывает, что реакция на святыню может быт абсолютно разной: у кого-то агрессия усиливается, а кто-то, наоборот, успокаивается.

Определить бесноватость, можно только длительным наблюдением. К примеру, в психиатрии всякое заболевание наблюдается месяцами, а то и годами. У человека -обострение, он к нам приходит, мы его госпитализируем, начинаем наблюдать и лечить. У нас была одна бесноватая. Сначала она начала странно себя вести, делать то, что ей совсем не свойственно, а потом началось агрессивное поведение – она кричала совершенно другим голосом, порочила священников, включая меня, хотя до этого у нас были хорошие отношения. Потом мы привели её в стационар, и на фоне выписанных лекарств женщина стала вполне адекватной, агрессивное поведение прошло. Такие пациенты с признаками беснования у нас есть, они вылечиваются с помощью лекарств, духовного окормления, участия в Таинствах Церкви, поддержки близких людей.

Кстати, любой типичный психоз, который мы можем наблюдать в повседневной жизни или по телевизору, это и есть беснование. Например, полиция задерживает человека, нарушившего правила поведения, вождения автомобиля и т.д. При этом человек ведёт себя неадекватно: кричит, нецензурно бранится, пытается кого-то ударить, оскорбляет людей. Любой пьяный или находящийся под наркотиками человек – это тоже бесноватый, ставший таким по своей воле. Вообще, любое сумасшествие - это беснование. Просто у верующих людей оно имеет религиозный оттенок, употребляется определённая лексика, а у неверующих беснование проявляется бытовой агрессией.

В целом, и поведение человека, и наблюдение за ним имеет разный оттенок в зависимости от веры наблюдателя и пациента. Приведи такого человеку к священнику, он скажет, что это бесноватость, а приведи к психиатру, он скажет, что это психоз, истерия, бред, галлюцинации или паранойя. Природа этого явления одна – поражение человека грехом, отступление Божией благодати, а названия разные.


--цитата--

«Если мы в семье воспитали какие-то греховные традиции: воровать, блудить, пьянствовать и пр., то это накладывает особый отпечаток на ребёнка. Он уже будет склонен к какой-либо страсти, а, следовательно, и к душевной болезни»

Священник Виталий Александров


- Получается, что душевная болезнь – это Божье наказание за наши грехи или грехи предков?

- Бог не наказывает, но даёт испытания. Болезни, в том числе психические, даются человеку с тем, чтобы он очистился и пришёл к правильному пониманию Бога и веры. Болезнь - это одновременно и искупление грехов, и лекарство от духовных проблем. Испытывая болезни и скорби, человек может вразумиться и вступить на праведный путь.

Что касается грехов предков, то если мы в семье воспитали какие-то греховные традиции: воровать, блудить, пьянствовать, не почитать Бога, то это, конечно, накладывает особый отпечаток на ребёнка. Он уже будет склонен к какой-либо страсти, а, следовательно, и к душевной болезни. К примеру, когда мы говорим о наследственной привычке винопития, я обычно говорю пациентам и прихожанам: «У тебя дед пил, отец пил, а тебе вообще нельзя пить, иначе сопьёшься!». И это мотивирует молодых людей. Но есть немало и таких, которые понимают это сами, без подсказки. Страсть, с которой их предки не смогли справиться, побуждает их к правильному поведению.

- Может ли человек полностью излечиться от душевной болезни и беснования?

- Излечиться-то он может, но, к сожалению, природа его навсегда останется повреждённой. Механизмы или каналы физиологических связей для совершения того или иного греха остаются в человеке, сохраняется греховная биохимия, патофизиологическая неврология. Даже покаявшись, человек уже не будет «как заново родился». У него остаются изменённые соматические, неврологические и биохимические процессы. Они готовы, только ждут мотива, чтобы человек начал грешить. Он уже специалист, не раз проезжал по этим дорожкам. Если такой человек отключит разум, то он опять скатится туда, откуда выбрался. Поэтому различными искушениями Господь напоминает нам о нашем грехе, чтобы мы не впали в него снова.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что всякий грех имеет следы, которые напоминают о нём, дабы он не повторился. Например, пьяница будет периодически испытывать желание выпить, блудник – желание впасть в блуд. А есть такие грехи, следы которых будут тянуться, возможно, в течение всей жизни. К примеру, грех оккультизма. Бывшим оккультистам и воцерковиться сложнее, потому что повреждение у них очень сильное. Эти люди могут ощущать последствия своих магических занятий посредством различных ощущений, звуков, видений.

Но на это не нужно реагировать. Надо утверждать себя в позитивной мотивации. Ине стоит никому, кроме священника или врача-психиатра, об этом рассказывать, даже людям верующим. Это будет для них соблазном. Окружающих это будет развлекать, вызывать интерес. Рассказ о таких «чудесах» не облегчит страдания человека и не поможет его слушателю, скорее – наоборот. Реагируя на подобные явления, мы проявляем к ним внимание и придаём слишком большое значение силам, которые их нам подкидывают, а это очень вредно для души.

- Может ли человек, страдающий серьёзным психическим заболеванием, включая тяжёлые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости?

- Конечно, может, но постепенно. Тут нужен усиленный труд в течение нескольких лет. Сперва необходимо убрать причины болезни, вызвавшие её – страсть, грех. И духовная жизнь начнёт налаживаться. Я всегда говорю моим выпивающим пациентам: «Алкоголики – люди талантливые, потому что без таланта нельзя спиться. Если вы приложите свои таланты в другое, правильное русло, то будете прекрасно жить!». Безусловно таким людям необходима поддержка Церкви, врачей, позитивного окружения друзей или родственников.

- Если человек чувствует, что ему душевно тяжело, куда ему в первую очередь нужно обратиться – в Церковь или к врачу?

- Душа знает, куда идти. Если у нас болит сердце, мы идём к кардиологу, если горло – к ЛОРу, если – душа, то к священнику, а если начал чудить, то к психиатру. В Церковь в любом случае нужно идти, и не только, когда нам плохо, но и когда хорошо, чтобы поблагодарить Бога за всё. Ведь человек без веры – это духовный инвалид. Как говорил австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря Виктор Франкл: «Религия даёт человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше!».

- Спаси Господи за беседу, отец Виталий! Успехов Вам в Вашем нелёгком служении в качестве священника и психиатра!