564

12 августа 2018 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Лев и епископ Арсений совершили Божественную литургию в Иверском монастыре. За Литургией молились и причащались участники летней молодёжной Библейско-богословской школы.

По окончании богослужения епископ Арсений обратился со словами проповеди к молящимся. Владыка отметил, что в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Спасителя о прощении. У одного царя был раб, который был должен ему десять тысяч талантов. Десять тысяч талантов - это невообразимо большая сумма, превышавшая даже годовой размер подати, что получала Римская империя с провинции Палестина.

Когда царь решил взыскать этот долг, то должник стал умолять его, не отдавать его в темницу, ни его, ни его семью, он обещал, что выплатит долг рано или поздно. Царь, сжалившись, простил ему долг. Однако этот человек, уйдя от царя, нашёл своего товарища, который был должен ему 100 динариев, и начал требовать долг у него, а так как тот не смог ему отдать деньги, то был брошен в темницу. Когда же об этом узнал царь, то он наказал этого должника, только что прощённого, но ставшего вновь виновным в глазах царя.

По слову владыки, эта притча была рассказана Христом после того, как Пётр спросил Его: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21). Видимо, Пётр думал, что он проявил большое великодушие, назвав такую цифру, ожидая, что Спаситель даже похвалит его, ведь согласно ветхозаветному закону иудеи должны были прощать до трёх раз. На что Господь ответил: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22), указывая, что христианин должен прощать всех и всегда.

Владыка отметил, что смысл притчи прост и ясен: мы все - должники перед Богом, находящиеся в неоплатном долгу, но Господь отпускает нам наши грехи, спасает человечество, отошедшее от Бога. Но для этого понадобилась огромная цена, как сказано в Писании, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Мы все спасены кровью Христа, принёсшего Себя в жертву за нас, но в то же самое время находим в себе силы выдвигать претензии к нашим ближним, копить обиды и запоминать обидные слова. Разве это не поведение этого человека из притчи? Прощённый царём, он требовал возвратить ему мелкий долг.

Поэтому главный урок этой притчи, как подчеркнул владыка, в том, что если мы обращаемся к Богу с просьбой о прощении, то само собой подразумевается, что и мы должны прощать людям согрешения. В Нагорной проповеди мы слышим такие слова: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), да и в молитве Господней мы каждый день повторяем: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». Эти слова не должны быть для нас пустым звуком. Прощая согрешения ближних против нас, мы уподобляемся Богу, возлюбившему мир и каждого в отдельности.

Это путь христианина, а не злоба, обида и вражда, ведь, если они присутствуют в нашей жизни, значит Евангелие прошло мимо нашего сердца, значит, мы христиане только на словах. Любовь Божия объемлет каждого человека, и смысл жизни каждого из нас в том, чтобы постараться возжечь частичку этой божественной любви в нашем сердце, ведь тогда мы сможем уподобиться Богу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) - это задача бесконечной важности и сложности, но начинать следовать по этому пути нужно с малого, с умения прощать ближних.


Его Высокопреосвященству и Его Преосвященству сослужили и.о. наместника Иверского монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев), насельники монастыря иеромонах Борис (Григорьев), иеромонах Пантелеимон (Шахтахтинский), председатель Епархиального отдела по делам молодёжи иерей Евгений Зайцев и клирик Софийского собора иерей Николай Полозов.